МАТЕМАТИКА

06 декабря 2001
Рис. Ю.Киселёва к книге И.Депмана «Мир чисел»

Акимова С. Занимательная математика. - СПб.: Тригон, 1997. - 608 с.: ил. - (Нескучный учебник).
“Занимайтесь математикой!” - призывает всех без исключения автор этой книги. Конечно, нужен некоторый интерес к предмету, чтобы решение задач, ребусов и головоломок представлялось более увлекательным занятием, чем чтение хорошего романа. В книге С.Акимовой есть все, чтобы такой интерес (если это не безнадежно) пробудить: от веселого счета в стихах до изысканной легенды о шахматной доске. Так что, вполне вероятно, школьник младшего возраста не остановится на рекомендованных ему главах, а проштудирует книгу до конца. Тогда-то настоящая цель автора будет достигнута.

Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 368 с.: ил. - (Занимательные уроки).
Книга для учащихся 1 - 6 классов, учителей и родителей.
Из авторского предисловия: “Перед вами книга, в которой математика изложена весело. Нет, это не сказки, в которых используются математические сюжеты. И здесь нет историй о Карлсоне или о гномах, которые почему-то занимаются математикой. Просто у авторов мнение: математика - наука веселая”. Авторы убеждены: математика может быть интересна детям сама по себе.
Составитель списка с этим согласен. Но книги, написанные в другой манере популяризации науки, разумеется, тоже включены в список.

Бобров С.П. Волшебный Двурог, или правдивая история небывалых приключений нашего отважного друга Ильи Алексеевича Камова в неведомой стране, где правят: Догадка, Усидчивость, Находчивость, Терпение, Остроумие и Трудолюбие, и которая в то же время есть пресветлое царство веселого, но совершенно таинственного существа, чье имя очень похоже на название этой удивительной книжки, которую надлежит читать не торопясь / Рис. В.Конашевича. - М.: Дет. лит., 1967. - 493 с.: ил.
Одна из основных научно-популярных отечественных книг прошлых лет.
Предполагается, что вместе с мальчиком Илюшей его ровесник, читатель среднего школьного возраста, постигнет начала столь сложных предметов, как математический анализ и тригонометрия. Между прочим, здесь, и правда, есть место веселью. Например, что такое архимедово число, Сергей Бобров объясняет при помощи стишка о двадцати двух совах, которые сидят на ветках и мечтают о семи мышах.

Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей: Кн. для учителей и родителей. - М.: Знание, 1993. - 336 с.: ил.
Сборник задач в стихах, а также игр, загадок, считалок, пословиц, скороговорок и физминуток, подобранных на каждую цифру.

Депман И.Я. Мир чисел: Рассказы о математике / Рис. Ю.Киселева. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Л.: Дет. лит.: 1982. - 71 с.: ил. - (Библ. сер.).
Как в древности люди учились считать? Как изобрели календарь? Какими были цифры у разных народов? Как развивали науку древние строители, земледельцы, жрецы, торговцы и мореплаватели? Какой была математика в Древней Руси?
Эта книга об истории математики - для маленьких читателей. Те, кто постарше или кто заинтересовался предметом, могут прочесть и другую книгу, более подробную:
Свечников А.А. Путешествие в историю математики, или Как люди учились считать: Книга для тех, кто учит и учится. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 168 с.: ил.

* * *

Книги для детей, написанные, в основном, в 60 - 70-е годы ХХ века Владимиром Артуровичем Лёвшиным и его женой Эмилией Борисовной Александровой; это сказочные повести, в которых Магистр Рассеянных Наук, Нулик, Единичка и другие забавные персонажи переживают разные приключения и попутно вводят маленьких читателей в мир алгебры и геометрии:

Александрова Эм., Левшин В. В лабиринте чисел: Путешествие от А до Я со всеми остановками / Рис. В.Сергеева. - М.: Дет. лит., 1977. - 64 с.: ил.

Александрова Эм., Левшин В. Искатели необычайных автографов, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков / Рис. В.Сергеева. - М.: Дет. лит., 1983. - 399 с.: ил.

Левшин В. Магистр Рассеянных Наук: Математическая трилогия / Рис. Н.Антокольской, В.Сергеева. - М.: Дет. лит., 1987. - 430 с.: ил.

Левшин В. Нулик-мореход: Правдивые рассказы, записанные в судовом журнале / Худож. В.Сергеев. - М.: Дет. лит., 1994. - 173 с.: ил.

Левшин В., Александрова Эм. Путешествие по Карликании и Аль-Джебре: Сказка да не сказка / Рис. Н.Антокольской. - М.: Дет. лит., 1991. - 255 с.: ил.

Александрова Эм., Левшин В. Стол находок утерянных чисел: Математический детектив / Рис. В.Сергеева. - М.: Дет. лит., 1988. - 62 с.: ил.

* * *

Перельман Я.И. Живая математика: Математические рассказы и головоломки / Под общ. ред. Ю.А.Данилова. - М.: Изд-во Русанова, 1994. - 205 с.: ил. - (Занимательная наука).
Яков Исидорович Перельман (1882 - 1942) - один из создателей жанра “занимательной науки”. Эта книга, по словам самого автора, наиболее легкая и может служить введением в серию, составленную из “Занимательной арифметики”, “Занимательной алгебры”, “Занимательной геометрии” и “Занимательных задач”. Для чтения “Живой математики” достаточна скромная математическая подготовка: знание правил арифметики и элементарные сведения из геометрии.

Перельман Я.И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел / Под общ. ред. Ю.А.Данилова. - М.: Изд-во Русанова, 1994. - 205 с.: ил. - (Занимательная наука).
Рассказы о числах-гигантах и числах-карликах, о различных системах счисления, арифметических парадоксах и головоломках и о способах быстрого счета. Первоначальный вариант книги вышел в 1923 году в петроградском издательстве “Наука и школа”.

Перельман Я.И. Занимательная геометрия. - М.: Триада-Литера, 1994. - 328 с.: ил.
“...Эта книга предназначается для тех читателей, которые обучались (или сейчас обучаются) геометрии только у классной доски и поэтому не привыкли замечать знакомые геометрические отношения в окружающем нас мире вещей и явлений, не приучились пользоваться приобретенными геометрическими знаниями на практике...” (Я.И.Перельман).
Некоторые разделы книги: Геометрия в лесу; Геометрия у реки; Геометрия в открытом поле; Геометрия Робинзонов; Геометрия впотьмах.

Перельман Я.И. Занимательная алгебра. - М.: Триада-Литера, 1994. - 200 с.
В книге есть задачи с необычными сюжетами, рассказы об истории математики и о применениях алгебры к практической жизни. Автор предупреждает: “Не следует на эту книгу смотреть, как на легко понятный учебник алгебры для начинающих. Подобно прочим моим сочинениям той же серии, “Занимательная алгебра” - прежде всего не учебное руководство, а книга для вольного чтения. Читатель, которого она имеет в виду, должен уже обладать некоторыми познаниями в алгебре, хотя бы смутно усвоенными или подзабытыми”.

Перли Б.С., Перли С.С. Москва и ее жители: История. Архитектура. Быт: Нетрадиционный задачник по математике: V - VI класс. - М.: Новая школа, 1997. - 288 с.: ил.
“История предоставляет любознательному человеку массу возможностей для расширения кругозора, а будучи рассказана, опираясь на действительные величины, становится более наглядной и живой... надеемся, что решение математических задач будет более увлекательным занятием, если объектами решений будут предметы столь наглядные, как Царь-пушка или Царь-колокол...”, - говорят авторы книги - Борис Семенович Перли, сотрудник Российской государственной библиотеки, и Стелла Семеновна Перли, учитель математики.
Книга получилась, на самом деле, чрезвычайно занимательной: удивительное и удачное сочетание москвоведения и математики.

Сапгир Г. Веселая математика Кубарика и Томатика: Для детей 2 - 4 лет: В 2 ч. / Худож. Н.Щербаков. - М.: Монолог, 1997. - (Учимся вместе с мамой).
Сапгир Г. Веселая математика Кубарика и Томатика: Для детей 4 - 6 лет: В 2 ч. / Худож. А.Артюх. - М.: Монолог, 1997. - (Учимся вместе с мамой).
Слушая сказку, сочиненную Генрихом Сапгиром, ребенок научится пользоваться понятиями “один - много”, “большой - маленький”, “длиннее - короче”, “поровну” и т. п., познакомится с такими понятиями, как форма, цвет, время суток, узнает количественный и порядковый счет в пределах десяти, получит простейшие геометрические представления. Отвечая на вопросы и выполняя задания из книги, ребенок привыкнет мыслить логично, а говорить доказательно и точно.

Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с.: ил.
Словарь, в основном, для старшеклассников. Он содержит сведения о развитии математической науки, о математических понятиях, об ученых-математиках. Статьи расположены в алфавитном порядке.

Энциклопедия для детей: Т. 11: Математика / Гл. ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта+, 1998. - 688 с.: ил.
Сейчас это наиболее полное по своему содержанию энциклопедическое издание для школьников среднего и старшего школьного возраста, и, прежде всего, для тех, кто заинтересован математикой. Разделы энциклопедии: История математики (достаточно подробная - более 100 страниц); Числа; Фигуры; Детерминизм и случайность; Фундамент математики (множества и операции, математические рассуждения, математическая логика); Математика за работой (электротехника, математика и другие науки, математическое образование).

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Сост. А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.Котова. - М.: АСТ, 1995. - 480 с.
Это энциклопедия для учащихся младших и средних классов школ, лицеев и гимназий. Ее разделы: Числа; Фигуры; Логика; Про компьютеры. Книга примечательна тем, что весь ее авторский коллектив - сотрудники популярного физико-математического журнала для детей “Квант”.

* * *

Рис. Ю.Киселёва к книге И.Депмана «Мир чисел»Книги для любителей математических парадоксов, логических задач и головоломок:

Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. - 128 с.: ил.
Коллекция из 248 занимательных задач, тщательно отобранных и распределенных по разделам (для младшего, среднего и старшего возраста) в начале ХХ века московскими педагогами Николаем Николаевичем Аменицким и Иваном Петровичем Сахаровым.

Гарднер М. Математические головоломки и развлечения / Пер. с англ. Ю.А.Данилова. - М.: Мир, 1971. - 510 с.: ил.
Гарднер М. Математические досуги: Пер. с англ. Ю.А.Данилова. - М.: Оникс, 1995. - 496 с.: ил.
В разные годы издавались и другие книги Мартина Гарднера (“А ну-ка догадайся!”, “Крестики-нолики”, “Математические новеллы”, “Путешествие во времени”). На протяжении многих лет М.Гарднер вел раздел “Математические игры” в журнале “Scientific American”.

Дьюдени Г.Э. 520 головоломок / Сост. и ред. амер. изд. М.Гарднер; Пер. с англ. Ю.Н.Сударева. - М.: Мир, 1975. - 342 с.: ил.
Генри Эрнест Дьюдени (1857 - 1930) - классик занимательной математики, автор непревзойденных логических, арифметических, геометрических и алгебраических задач и головоломок.

Дьюдени Г.Э. Кентерберийские головоломки / Пер. с англ. Ю.Н.Сударева. - М.: Мир, 1979. - 353 с.: ил.
“Кентерберийские головоломки” - сборник беллетризированных задач на темы “Кентерберийских рассказов” Джеффри Чосера (классика английской литературы XIV века).

Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. - 176 с.
Книга Емельяна Игнатьевича Игнатьева написана в начале ХХ века и является одной из первых популярных книг по математике, изданных на русском языке. Собранные в ней задачи, как правило, решаются с привлечением минимальных сведений из арифметики и геометрии, но требуют сообразительности.

Кордемский Б.А. Математическая смекалка. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнисам: МДС, 1994. - 560 с.: ил.
Книга переведена на многие языки мира. Она содержит более 300 математических миниатюр - задач, игр, шуток и фокусов. Борис Анастасьевич Кордемский отобрал их для “умственной гимнастики”, как он говорит, “в свободный вечер, в семейном кругу и с друзьями, или в школе на внеклассных встречах”.

Кэрролл Л. История с узелками / Пер. с англ. Ю.А.Данилова. - М.: Мир, 2000. - 397 с.: ил. - (Математическая мозаика).
Математические головоломки и изящные логические парадоксы Льюиса Кэрролла, автора “Алисы в Стране Чудес” и “Алисы в Зазеркалье” (он же - преподаватель оксфордского колледжа Чарлз Лютвидж Додгсон). Понимающие люди, например, переводчик этой книги, говорят, что своеобразие кэрролловского стиля заключается в “сочетании безупречной логики математика с беспредельной фантазией литератора”.

Лойд С. Математическая мозаика / Сост. и ред. М.Гарднер; Пер. с англ. Ю.Н.Сударева. - М.: Мир, 1984. - 311 с.: ил.
Считается, что Сэм Лойд (1841 - 1911) - “третий кит” занимательной математики, а первые два - М.Гарднер и Г.Э.Дьюдени. Лойд не был профессиональным математиком, однако его головоломки известны во всем мире. Увлечение его “игрой в пятнадцать” некоторое время даже граничило с массовым психозом.

Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1986. - 152 с.: ил.
Здесь собраны задачи из русских рукописей и книг, опубликованных в России до 1800 года, в том числе - из знаменитого учебника Леонтия Филипповича Магницкого “Арифметика, сиречь наука числительная...” (1703 г.).

Перельман Я.И. Веселые задачи: Двести головоломок для юных математиков. - М.: Изд. Дом Русанова: Пилигрим, 1997. - 286 с.: ил.
Наряду с арифметическими задачами - головоломки из области физики и логики, задания на перестановки и размещения, зрительные обманы, развлечения с разрезыванием фигур и составлением силуэтов... Первый вариант этой книги вышел в 1916 году.

Рис. Ю.Киселёва к книге И.Депмана «Мир чисел»Смаллиан Р.М. Алиса в Стране Смекалки / Пер. с англ. Ю.А.Данилова. - М.: Мир, 1987. - 182 с.: ил.
Это задачи про Алису, Шалтая-Болтая, Мартовского Зайца и других героев книг Л.Кэрролла “Алиса в Стране Чудес” и “Алиса в Зазеркалье”. Автор задач - профессор Рэймонд М.Смаллиан, философ, логик, математик, музыкант, фокусник, юморист и писатель.

Смаллиан Р.М. Как же называется эта книга? / Пер. с англ. Ю.А.Данилова. - М.: Мир, 1981. - 238 с.
“С непостижимой ловкостью фокусника (не все ученые-коллеги автора знают, что в годы аспирантуры он выступал в этом качестве на профессиональной эстраде) Смаллиан демонстрирует новые, порой весьма неожиданные варианты известных задач, изобретает необычайно изящные головоломки собственной конструкции, раскрывая перед читателем логику во всем ее блеске и великолепии” (Ю.А.Данилов).

Смаллиан Р.М. Принцесса или тигр? / Пер. с англ. И.Е.Зино. - М.: Мир, 1985. - 221 с.
“Множество людей, с которыми я сталкивался, утверждали, что ненавидят математику, и в то же время с азартом накидывались на любую логическую или математическую задачу, которую я им подсовывал, стоило лишь облечь ее в форму занимательной головоломки. Я бы ничуть не удивился, если бы хорошие сборники головоломок оказались одним из лучших лекарств против так называемого “страха перед математикой” (Р.М.Смаллиан).



© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru