Февраль 2012 года-3

19 февраля 2012

20 февраля — 100 лет со дня рождения Пьера (Франсуа Мари Луи) БУЛЯ (1912-1994), французского писателя.

Громкий литературный успех и признание читателей Пьеру Булю принёс антивоенный и отчасти автобиографический роман «Мост через реку Квай», «действие которого в основном развёртывается в японском лагере для военнопленных в годы второй мировой войны в Бирме». Экранизация этой книги, осуществлённая известным режиссёром Дэвидом Лином и по праву вошедшая в историю кинематографа, сделала имя французского прозаика широко известным во всём мире.
Ещё большая слава выпала на долю другого романа Пьера Буля — сатирической фантазии «Планета обезьян», которую иногда называют «пятым путешествием Гулливера».
Фантастика не стала для Буля главенствующим жанром: «Не думайте, что я испытываю удовольствие изобретать парадоксы!» — восклицал он. Описанная им планета Сорора, где венцом цивилизации провозгласили себя обезьяны, а люди, стоявшие некогда у её истоков, напротив, впали в дикость, понадобилась ему лишь для того, чтобы критическим оком взглянуть на современное общество.
«Я, сказать по правде, не сторонник привилегированных жанров в литературе, — писал Буль, отвечая на давнюю анкету «Иностранки». — Безусловно, научная фантастика таит в себе множество новых возможностей и даёт богатую пищу воображению, но лишь при условии, если не рассматривать её как обособленное, изолированное от общего потока литературы течение, иначе произведения, зачисленные в жанр научной фантастики, постигнет печальная участь полицейских романов и романов о шпионах; они потеряют какую-либо художественную ценность и станут скучными и неинтересными».
Участь «Планеты обезьян» оказалась счастливой: роман неоднократно служил источником вдохновения голливудским кинематографистам. Впервые он был экранизирован в 1968-м (режиссёр Франклин Шеффнер), в 2001-м очередную его киноверсию предложил знаменитый Тим Бёртон, наконец, совсем недавно, в 2011 году, режиссёр Руперт Уайатт создал ещё один фильм «по мотивам» классического романа — «Восстание планеты обезьян». И это лучше всяких слов свидетельствует о том, что и в начале нового тысячелетия фантастическая сатира Пьера Буля не утратила ни грамма своей актуальности.

См. также: Буль, Пьер
Пьер Буль (Pierre Boulle)
Lib.Ru: Пьер Буль

20 февраля — 160 лет со дня рождения Николая Георгиевича ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО (наст. фамилия — М и х а й л о в с к и й; лит. псевдоним — Г а р и н; 1852-1906), русского писателя, инженера.

«Он был на редкость красив, — писала Александра Яковлевна Бруштейн, — высокий, статный, как прекрасное, сильное дерево, глаза казались синими, а волосы были седые, почти белые». Его необычайную красоту — внешнюю и внутреннюю — отмечали все, кто оставил письменные свидетельства о Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском — М.Горький, А.Куприн, С.Скиталец…
«Каким он был инженером-строителем, я не знаю, — вспоминал Александр Иванович Куприн. — Но специалисты уверяют, что лучшего изыскателя и инициатора — более находчивого, изобретательного и остроумного — трудно себе представить. Его деловые проекты и предложения всегда отличались пламенной сказочной фантазией, которую одинаково трудно было как исчерпать, так и привести в исполнение…
Таким он был во все свои дни. Весёлый размах, пылкая, нетерпеливая мысль, сказочное, блестящее творчество».
«Как литератор он работал в условиях совершенно неподходящих, и удивительно, что он мог, при его непоседливости, написать такие вещи, как “Детство Тёмы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Клотильда”, “Бабушка”». Эти слова принадлежат Горькому, искренне восхищавшемуся многочисленными талантами Гарина-Михайловского: его неуёмной энергией, обаянием личности, редким красноречием и, одновременно, удивительной скромностью. «Я думаю, что к себе, литератору, он относился недоверчиво и несправедливо. Кто-то похвалил “Детство Тёмы”.
— Пустяки, — сказал он, вздохнув. — О детях все хорошо пишут, о них трудно написать плохо».
Детей Николай Георгиевич, по словам Куприна, любил бесконечно. У него их было четырнадцать (!) — одиннадцать своих и трое приёмных. Удивительно ли, что как писатель он запомнился прежде всего повестью о детстве?
«“Детство Тёмы” — лучшее произведение, написано ясно, густо, блестящим и крепким языком, где, кажется, не найдёшь ни одного лишнего или не на своём месте поставленного слова» (С.Скиталец).

См. также: Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Lib.Ru/Классика: Гарин-Михайловский Николай Георгиевич: Собрание сочинений

21 февраля — Международный день родного языка.


21 февраля — 100 лет со дня рождения Владимира Николаевича МИНАЕВА (1912-1993), русского художника, иллюстратора детских книг.

О творчестве Владимира Минаева существует целая книга, написанная известным искусствоведом Марией Чегодаевой (М. : Советский художник, 1975). Наверное, Владимир Николаевич был неплохим художником, коль скоро удостоился подобной монографии. Однако, перебирая книги с его иллюстрациями, хранящиеся в фондах Российской государственной детской библиотеки, испытываешь скорее недоумение, чем радость. Нет, мы отнюдь не против добротной традиционности, совсем наоборот. Но ведь кроме этого должно быть что-то ещё, какая-то «изюминка», выделяющая художника из общего ряда. Если её нет, становится скучно.
Мы уже успели привыкнуть к тому, что иллюстрации в детской книге не только заполняют пустое пространство, но и несут в себе что-то сверх того, что сказано автором. Хочется, в конце концов, чтобы «картинки» обращали на себя внимание, выглядели как неотъемлемая часть книжного организма. Сказать по правде, если бы я впервые прочитал «Чёрную курицу» в издании, оформленном В.Минаевым, то вряд ли бы вообще заметил там какие бы то ни было «картинки». То же можно сказать и о «Карельских народных сказках», и о чешской «Златовласке». Не исключено, что мне просто-напросто попадались «не те» книги Минаева, не лучшие из них.
Чаще других с его иллюстрациями выходили сказки братьев Гримм; здесь картинок много, и они цветные. По сравнению с нынешними изданиями рисунки Минаева отличаются строгой и сдержанной цветовой гаммой. Это большое достоинство.

См. также: Минаев Владимир Николаевич
Минаев Владимир Николаевич
Минаев Владимир Николаевич (1912–1993)

22 февраля — 105 лет со дня рождения Богумила РЖИГИ (1907-1987), чешского писателя, общественного деятеля, лауреата Международной Золотой Медали им. Х.К.Андерсена.

Когда Богумил Ржига окончил Учительский университет, то сразу пошёл работать в школу. Свыше двадцати лет продолжалась его служба на педагогическом поприще, а первые книжки (сказочные и не очень) появились только в 1940-х годах.
Лучше всего русскоязычным читателям знакомы его весёлые повести для детей младшего школьного возраста: «Поездка Гонзика в деревню», «О самолётике “Стриже”», «Адам и Отка». Повести, бесспорно, симпатичные, но читаешь их, и не отпускает чувство досада: честное слово, и Носов, и Сотник, и Драгунский писали ничуть не хуже Ржиги, но Золотую Медаль Андерсена им почему-то не дали. Очевидно, для того чтобы её получить, недостаточно сидеть за письменным столом и сочинять книги — необходимо быть «деятелем».
Таким вот деятелем чешской детской литературы без всякой иронии можно назвать Богумила Ржигу. Он не только составил первую в Чехословакии «Детскую энциклопедию», но в течение многих лет командовал крупнейшим в стране издательством вроде нашего «Детгиза», основал журнал о детской литературе «Златы май», возглавлял «Общество друзей детской книги» и, наконец, именно он выступил с инициативой создания национальной секции IBBY — Международного совета по детской книге, который, собственно, и раздаёт желанные награды.
Итогом стало торжественное вручение заслуженному деятелю культуры ЧССР и первому президенту чехословацкой секции IBBY Международной Золотой Медали имени Х.К.Андерсена в 1980 году.

См. также: БОГУМИЛ РЖИГА
БОГУМИЛ РЖИГА (BOHUMIL RIHA)
Писатели — лауреаты Золотой Медали Г.-Х.Андерсена. 1970-1980 гг.

25 февраля — 95 лет со дня рождения Энтони БЁРДЖЕССА (1917-1993), английского писателя, эссеиста, переводчика, музыканта.

Свой нашумевший роман «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесс называл «ромбудом» (романом будущего). Правду сказать, сейчас о нём слегка подзабыли, однако в своё время он произвёл эффект разорвавшейся бомбы — для бунтующего юношества шестидесятых этот роман стал поистине «новой Библией», а на киноэкран его перенёс сам Стэнли Кубрик.
Прочие книги Бёрджесса, стилиста-виртуоза, всю жизнь хранившего верность своему литературному кумиру — Дж.Джойсу, представляются слишком изощрёнными по языку, чтобы их можно было даже с натяжкой причислить к юношескому чтению.
Остаётся с ностальгией вспоминать те годы, когда роман, в сущности, не предназначенный для широкой аудитории, долгое время удерживал первые строчки в списках бестселлеров.

См. также: Бёрджесс, Энтони
БЁРДЖЕСС, ЭНТОНИ
Энтони Бёрджесс (Anthony Burgess)

25 февраля — 305 лет со дня рождения Карло ГОЛЬДОНИ (1707-1793), итальянского драматурга.

    Нет народа, где в загоне
    Не держали бы талант.
    На сторонников Гольдони
    Ополчается педант.
    Как же быть, к какому роду
    Отнести его труды?
    Чтобы не было вражды,
    В судьи выбрали природу.
    И она дала ответ
    В самом дружелюбном тоне:
    «Совершенства в мире нет.
    Но писал меня Гольдони».

Вольтер
(пер. М.Лозинского)

Говорят, свою первую пьесу Гольдони сочинил в восемь лет. Неудивительно, что всего их накопилось 267 (!); как-то в один особенно урожайный год он выдал «на гора» сразу 16 пьес подряд.
Специалисты свидетельствуют: «По целеустремлённости и неутомимости Гольдони был замечательным работником. Со времён Лопе де Вега мировая драматургия не знала такой творческой ярости. За вычетом не дошедшего до нас, им было создано: пять трагедий, шестнадцать трагикомедий, сто тридцать семь комедий, пятьдесят семь сценариев для импровизационной комедии, тринадцать либретто серьёзных опер и сорок девять комических; два священных действа, двадцать интермедий, три фарса и три тома “Мемуаров”» (Н.Томашевский).
Но оставим мелочные подсчёты. В этом бурном потоке творчества родилось новое литературное явление: реалистическая «комедия характеров» (в противовес фантастической «комедии масок» К.Гоцци). Как полагают те же специалисты, большинство созданий Гольдони обладало невысокими художественными достоинствами («совершенства в мире нет»), но иногда среди них случались подлинные шедевры, по сию пору украшающие подмостки многих театров мира: «Слуга двух господ», «Трактирщица», «Кьоджинские перепалки» и другие.

См. также: Гольдони, Карло
ГОЛЬДОНИ, КАРЛО
Lib.Ru: Карло Гольдони

25 февраля — 170 лет со дня рождения Карла Фридриха МАЯ (1842-1912), немецкого писателя, автора популярных вестернов, в том числе цикла о Виннету — вожде апачей.

Для поклонников «индейских» романов Карла Мая, вероятно, будет изрядным сюрпризом узнать, что их любимый писатель никогда (никогда!) не бывал на Диком Западе. По профессии он был «народным учителем» и печатался по преимуществу в дешёвых юношеских еженедельниках. Сведения о жизни «краснокожих» он, как правило, черпал из чужих рассказов, в частности, из отчётов немецкого географа и геодезиста Роберта фон Шлагинтвайца, знавшего о Диком Западе не понаслышке. Когда же требовались описания природы, в ход шли впечатления Мая от потрясающих видов Саксонской Швейцарии, куда он нередко выбирался на отдых.
Старая литературная энциклопедия сурово расправляется с Маем, называя его произведения «бульварными», а самого писателя «мелким воришкой и мошенником, неоднократно привлекавшимся к суду за преступные проделки», и ещё «типичным выразителем настроений и идеологии той части немецкого бюргерства, которая… <…> всемерно поддерживала политику широкой экономической и колониальной экспансии». Думается, однако, что прежде всего Май был неисправимым романтиком, предпочитавшим бежать от убогой действительности в воображаемый мир Виннету, полный невероятных приключений.

См. также: Май, Карл Фридрих
Карл Фридрих Май
Чтение для души: Приключения: Май К. Верная рука; Чёрный мустанг; Белый брат Виннету; Прощай, Виннету!

26 февраля — 90 лет со дня рождения Юрия Михайловича ЛОТМАНА (1922-1993), русского литературоведа, культуролога.

Круг исследовательских интересов Ю.М.Лотмана был так широк, а достижения в самых разных сферах научного знания так весомы, что, подступаясь к его трудам, ещё издали начинаешь испытывать робость. Фундаментальные исследования творчества Н.М.Карамзина, Н.В.Гоголя, писателей-декабристов, признанный классическим комментарий к «Евгению Онегину» А.С.Пушкина, множество теоретических работ по семиотике — увы, большая часть написанного тартуским мудрецом едва ли доступна неспециалисту, несмотря на то что, излагая свои идеи, учёный всячески старался избегать нарочитой «зауми».
Широкой публике Лотман запомнился прежде всего как создатель просветительского цикла телепередач «Беседы о русской культуре». На основе этих лекций он подготовил и издал объёмистую книгу с тем же названием, в предисловии к которой писал: «Вечное всегда носит одежду времени, и одежда эта так срастается с людьми, что порой под историческим мы не узнаём сегодняшнего, нашего, то есть в каком-то смысле мы не узнаём и не понимаем самих себя. <…>
Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого — а ведь мы равняемся на них, и они как-то поддерживают нашу связь с прошлым, — надо представлять себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, обычаи, одежда, почему они поступали так, а не иначе. Это и будет темой предлагаемых бесед».
Также под именем Ю.М.Лотмана в 2000 году был выпущен «Учебник по русской литературе для средней школы».

См. также: Лотман, Юрий Михайлович
ЛОТМАН, ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Юрий Михайлович Лотман
LOTMANIANA TARTUENSIA

26 февраля — 110 лет со дня рождения ВЕРКОРА (наст. имя — Жан Б р ю л л е р; 1902-1991), французского писателя, художника.

Война разделила творчество Веркора на две части — именно тогда талантливый художник-график начал писать прозу. В Париже, оккупированном фашистами, он организовал подпольное издательство, в котором выпустил свой первый роман «Молчание моря», ставший, по словам Михаила Яснова, «символом движения Сопротивления».
Впоследствии, успев прославиться как автор философского фантастического романа «Люди или животные?», Веркор решил издать книжку для детей. На её титульном листе было написано:


Эрнестина Бурбон
СКАЗКИ ДЛЯ ГОРЧИЧНИКОВ,
рассказанные ею своему сыну
Веркору

В маленьком предисловии писатель поведал о том, как во время его болезней мама ставила ему на грудь жгучий горчичник, а сама принималась рассказывать сказку, чтобы хоть как-то отвлечь сына от боли. Эти удивительные волшебные истории — по сути, старинные французские легенды — так искусно были связаны между собой и так увлекали маленького Веркора, что он забывал обо всём на свете. Вот как они называются: «Хранитель Ломского леса», «Страх-о-семи-головах», «Великан-без-сердца» и «Женщина-змея».

См. также: Веркор
Веркор
Lib.Ru: Веркор

26 февраля — 210 лет со дня рождения Виктора Мари ГЮГО (1802-1885), французского поэта, прозаика и драматурга.

«Гюго сделал много, очень много, и это легко заметить, даже если мы возьмём только его романы — самое популярное, но не самое лучшее, что у него есть. Каждый роман — небольшая Французская революция. В «Соборе Парижской Богоматери» он явил миру красоты и ужасы средневекового уклада, ради которого столь безжалостно приносили в жертву человеческую личность. В «Отверженных» он поведал, что нынешний уклад со всеми его правами и судоговорениями ничуть не менее жесток. В «Девяносто третьем» показал, как жертвоприношение это стали считать необходимым и даже приятным на свой, мрачный лад в так называемое Новое время. И в каждом романе непременно есть два свойства — желание поразить читателя и любовь к народу, «сенсационность» и «демократизм».
<…>
Лучшее в Гюго-романисте — то, что он всегда интересен по самой достойной причине: всё интересно ему. Там, где никому не удаётся сохранить мало-мальскую живость, он блещет непомерным красноречием, ибо для него нет ни малого, ни большого. Он отменил глупейшее, да и подлейшее из слов — «незначительный», ибо верит, что всё исполнено смысла.
В лучшем его романе, то есть лучше всего написанном, в «Соборе», причудливые и пышные подробности готической архитектуры почти так же живы, как люди. Благочестивые фигуры, испещрившие книгу, вызывают примерно такое же чувство, как Руанский собор, когда перед ним стоишь, — кажется, что камни задвигались, заволновались, словно море, в котором змеятся змии, над которым летают птицы. У Гюго нет театральных задников. <…> В «Отверженных», как и в «Соборе», Париж — едва ли не главный герой» (Г.К.Честертон).
«Время, стирающее с лица земли холмы и пригорки, щадит высокие горы. Над океаном забвения, поглотившим столько творений XIX века, архипелаг Гюго гордо вздымает свои вершины, увенчанные яркими образами.
Исторические памятники, ставшие символами эпох и крупнейших событий в жизни Франции, по-прежнему неразрывно связаны с его стихами. От башен собора Парижской богоматери до купола на Доме инвалидов, где ещё колышутся полотнища знамён, развевавшиеся от его дыхания, от Триумфальной арки до Вандомской колонны — весь Париж предстаёт перед нами, как ода Виктору Гюго, как поэма из камня, чьими строфами были вершины нашей истории» (А.Моруа).

См. также: О писателях: ГЮГО ВИКТОР МАРИ
Гюго, Виктор
ГЮГО, ВИКТОР
Lib.Ru: Виктор Гюго

Чтение для души: Исторические романы и повести: Гюго В. Собор Парижской Богоматери
Путешествие во времени: Приют бездомных детей в Париже. Франция, 1830-е гг.

26 февраля — 170 лет со дня рождения Никола Камиля ФЛАММАРИОНА (1842-1925), французского астронома, писателя, популяризатора науки.

Нет нужды перечислять заслуги Фламмариона перед астрономической наукой — они очевидны и велики. Но главная его заслуга заключается в том, что своими книгами он заставил людей взглянуть на звёзды с восторгом и трепетом. Для этого мало одних только знаний, здесь нужны искренняя увлечённость и подлинный, вдохновенный талант писателя.
Именно он, незаурядный талант писателя-популяризатора, подарил сочинениям Фламмариона долгую жизнь; его «История неба» заслуженно входит в «золотой» список книг для любителей астрономии (см.: Познавательные книги: АСТРОНОМИЯ). Возможно, когда-нибудь на русском языке вновь будут изданы и другие научно-популярные труды этого замечательного учёного: «Атмосфера», «Небесные чудеса», «Популярная астрономия» или, к примеру, иллюстрированная книжечка «Что такое небо» (см.: Забытые книги: РОМАН НЕБА).

См. также: Фламмарион, Камиль
ФЛАММАРИОН, НИКОЛА КАМИЛЬ
Камиль Фламмарион



© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru