Декабрь 2011 года

03 декабря 2011

2 декабря — 95 лет со дня рождения Ариадны Григорьевны ГРОМОВОЙ (1916-1981), русской писательницы, литературоведа.

Одна девочка любила, чтобы в книжках всё было «по правде», и если где видела слово «фантастика», без промедления бежала оттуда со всех ног. И вот как-то наткнулась она на книжку, название которой показалось ей заманчивым и интригующим, — «Мы одной крови — ты и я!». Девочка была довольно начитанной и Киплинга уважала, а на титульном листе скромно и просто было написано — «повесть», безо всяких дурацких приставок типа «фантастическая» или «научно-фантастическая».
Повесть прочиталась за один вечер; оторваться было решительно невозможно. В ней говорилось о том, как некий молодой человек обнаружил в себе способности к гипнозу и попытался установить телепатический контакт с собственным котом Барсом (кошек девочка тоже любила). Но самым замечательным в книжке было то, что её автор, писательница Ариадна Громова, рассказывала обо всех событиях так, как будто они случились вчера, буквально на соседней улице. Девочка до такой степени поверила в реальность книжной истории, что поделилась впечатлениями с подругой, тоже весьма начитанной особой, и заодно поинтересовалась: что, мол, та думает о гипнозе и телепатии? Каково же было её изумление, когда подруга заявила, что всё это выдумки, что «так не бывает», и повесть на самом деле фантастическая: «Вот, смотри, тут на последней странице написано». И правда. А девочка совсем уж было собралась звонить в Академию наук…
Про Ариадну Громову все знали, что она никого и ничего не боится. В годы войны она была подпольщицей, и это лучше всяких слов свидетельствовало о том, насколько она была бесстрашна. Впрочем, и в послевоенные годы Ариадна Григорьевна жила, ни на кого не оглядываясь, и всегда старалась делать только то, что ей самой было интересно: занималась литературной критикой, писала фантастику. В числе её главных любимцев были Станислав Лем и братья Стругацкие. Лема она с удовольствием и большим мастерством переводила на русский язык, а книги братьев Стругацких защищала и отстаивала, даже когда это было не очень безопасно.
Собственных книг у Громовой немного. Роман «Поединок с собой» вызывает в памяти «Франкенштейна» и Александра Беляева. Лемом навеяна повесть «Глеги», посвящённая контакту с иным разумом. «В круге света» описывает мир после ядерной катастрофы. Некоторые другие книги Ариадна Григорьевна написала в соавторстве: «По следам неведомого» — с В.Н.Комаровым, «Вселенная за углом!» и «В Институте Времени идёт расследование» — с Р.И.Нудельманом.
Повесть «Мы одной крови — ты и я!», живая и сохранившая в себе отголоски яростных шестидесятнических споров, выдержала два издания. В последний раз она вышла в издательстве «Детская литература» в 1976 году, и возможно, мы когда-нибудь снова вернёмся к ней в рубрике «Забытые книги».

См. также: Громова, Ариадна Григорьевна
Ариадна Громова
ГРОМОВА, Ариадна Григорьевна
Громова Ариадна Григорьевна

4 декабря — 115 лет со дня рождения Николая Семёновича ТИХОНОВА (1896-1979), русского советского поэта, прозаика, общественного деятеля.

Судьбы «Серапионовых братьев» сложились по-разному. Кто-то (Л.Лунц) успел лишь заявить о себе и ушёл в самом начале, оставив критикам гадать: а что было бы, если… Кто-то (В.Каверин) прожил долгую, плодотворную и во всех отношениях достойную литературную жизнь. Иным из «Серапионов» повезло меньше, и они вынуждены были «приспособить» талант, который когда-то их всех объединял, «под государственные нужды».
Если перечислить все звания и награды, полученные Николаем Тихоновым на протяжении жизни, это займёт слишком много места. Не станем этого делать, несмотря на то что такой список многим показался бы весьма красноречивым. Не станем и сокрушаться о том, что изначально мощный поэтический дар, которым от природы был наделён Николай Семёнович, со временем поблёк и увял, — так уж сложилось. Лучше вспомним его стихи — молодые, энергичные, пламенные, отсылающие к поэзии Киплинга и Гумилёва.

    Хочу, чтоб стих был тонок, словно шёлк,
    Не для того, чтоб в шёпот перешёл.

    Но я сейчас сжимаю стих в комок
    Не для того, чтоб он дышать не мог, —

    А чтобы счастья полная строка
    Теплела где-то жилкой у виска,

    А чтобы стих, как свёрнутый клинок,
    Блистая, развернулся бы у ног.

    Ты грустно скажешь: не люблю клинков.
    И без стиха есть жилки у висков.

    Постылый блеск о стены разобью,
    Я строки дам клевать хоть воробью.

    Я их заставлю будничными быть,
    Как та тоска, которой не избыть,

    Та, чей озноб легко на горло лёг,
    Чтоб уж не стих, а я дышать не мог!

Тихонов-прозаик особенно дорог нам как автор в своём роде уникальной книги о венгерском путешественнике Германе Вамбери (см.: Забытые книги: Путь под звёздами), не переиздававшейся для детей с 1974 года. Интересны также его повесть «От моря до моря» (1924), название которой напрямую взято у Киплинга, и сборник рассказов для юношества «Военные кони», впервые вышедший в 1927 году с иллюстрациями Николая Тырсы.

См. также: Тихонов, Николай Семёнович
ТИХОНОВ, НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ
Тихонов Николай Семёнович
Николай Семёнович Тихонов


5 декабря — 110 лет со дня рождения Уолта (Уолтера Элайаса) ДИСНЕЯ (1901-1966), американского кинорежиссёра-мультипликатора, художника, продюсера.

Недовольство книжно-мультяшной продукцией а-ля Дисней в последние годы достигло критической отметки. Хочешь не хочешь, а придётся призвать на помощь авторитеты. Оказывается, когда-то сам С.Эйзенштейн собирался писать о Диснее книгу, которая начиналась бы так: «Творчество этого мастера есть… величайший вклад американцев в мировую культуру».
Можно не сомневаться, подобная характеристика обескуражит любого противника диснеевской мультипликации. А если тот захочет пойти дальше и увидит, как в набросках несостоявшейся книги Сергей Михайлович сопоставляет Диснея и Чаплина, у него появится серьёзный повод для размышлений поистине мировоззренческого масштаба. «Дисней, — писал Эйзенштейн, — просто “по ту сторону добра и зла”. Как солнце, как деревья, как птицы, как утки и мыши, лани и голуби, пробегающие по его экрану. Даже в большей степени, нежели Чаплин… Фильмы Диснея, не обличая пятен на солнце, сами играют, как солнечные зайчики и пятна, по экрану земли».
Разумеется, умные люди отлично понимают разницу между «натуральным» Диснеем и пресловутым «а-ля», то есть имитацией и подделкой. Любое искусство, поставленное на поток, перестаёт быть искусством и превращается в бизнес. Сам Дисней, смелый новатор и экспериментатор, получивший от американской киноакадемии 29 (двадцать девять!) «Оскаров», тоже был неплохим бизнесменом. Все энциклопедии непременно сообщат вам не только о созданных им рисованных шедеврах, но и о другом, не менее важном, хотя и вполне коммерческом предприятии этого гения мультипликации — грандиозном увеселительном парке, получившем название «Диснейленд» (1955). «Диснейленд» — значит, «Страна Диснея», и побывать в этой чудесной стране — заветная мечта детей всего мира.
Сколько бы ни сетовали мы на засилье псевдодиснеевских картинок в детских журналах и книжках, нельзя не признать одно: придуманный дядюшкой Уолтом мышонок Микки (Микки Маус) навсегда останется для американского кинематографа таким же символическим персонажем, как маленькая фигурка смешного и трогательного Чарли.

См. также: Disney.ru | Официальный сайт
Дисней, Уолт
ДИСНЕЙ, УОЛТ
Уолт Дисней

5 декабря — 150 лет со дня рождения Константина Алексеевича КОРОВИНА (1861-1939), русского художника, писателя.

Шаляпин называл его «Паганини в живописи», Бенуа — «прирождённым стилистом». «Он чудесно начинал, — свидетельствовал ещё один ценитель коровинского искусства, — пейзажи его, которые он выставлял на ученических выставках, были удивительны по чувству и простоте» (В.В.Переплётчиков).
Всю жизнь Константин Алексеевич неустанно творил: писал не только пейзажи, но и портреты, и натюрморты, работал как прикладник и монументалист, как архитектор и театральный художник. Вместе с тем, принято считать, что «Коровин не был одарён всеобъемлющим талантом», и наряду с несомненными шедеврами в его наследии можно встретить немало проходных, неудачных работ. Самое интересное, однако, заключается в том, что талант у Константина Алексеевича был не один. Коровин оказался мастером не только кисти, но и пера, и можно поспорить, какой из талантов — художника или писателя — прочней закрепил его имя в истории отечественной культуры.
Что касается детей, то уж они наверняка знакомятся с художником Коровиным прежде всего в писательской его ипостаси. Чтобы разобраться во всех тонкостях живописи импрессионистов, необходимо подрасти и сильно поумнеть, а если ты ещё не дорос до школы и пока только ходишь в детский сад, лучше взять книжку и вместе с родителями почитать совсем простые рассказы про собак («Мой Феб»), про белку, про барана, зайца и ежа.
В 2010 году рассказы Константина Коровина «О животных и людях» снова пришли к читателям в прекрасном оформлении Николая Устинова. Правда, издательство «Московские учебники» несколько погорячилось, адресовав эту богато иллюстрированную книгу «старшему школьному возрасту», — думается, её осилит «и стар, и млад». Сам Константин Алексеевич, имея в виду свою живопись, однажды признался: «Я твёрдо заявляю, что пишу не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестаёт изумляться вечно меняющейся игре света и тени». Те же слова можно отнести и к его прозе.

.
См. также: Художник Константин Коровин. Биография, живопись, картины
Коровин, Константин Алексеевич
КОРОВИН, КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ
Коровин Константин Алексеевич

5 декабря — 110 лет со дня рождения Валериана Васильевича ЩЕГЛОВА (1901-1984), русского художника, иллюстратора детских книг, плакатиста.

«Закрытые тёмными шторами окна. Светомаскировка. В редакции “Комсомольской правды” полным ходом идёт подготовка очередного номера газеты. Немцы в нескольких десятках километров от Москвы.
За столом, заваленным листами белой бумаги, красками, карандашами, перьями, — невысокий, чуть полноватый человек. Это Валериан Васильевич Щеглов. Несколько часов назад поступила информация о подвиге 28-ми гвардейцев-панфиловцев. Утром новость должна знать вся страна. Щеглов делает плакат-рисунок об этом событии. В этот раз художник не был на передовой и своими глазами не видел названной позднее легендарной обороны. Но опыт мастера-профессионала и те знания, которые дала ему личная солдатская судьба, помогают руке находить точные штрихи, за которыми возникает живая панорама боя, напряжение фигур».
Валериана Щеглова привлекали героические сюжеты. И в Гражданскую, и в Великую Отечественную он рисовал плакаты — всего более трёхсот. «Бей Деникина!», «Все на разгром Врангеля!» «Товарищ, больше оружия фронту!» — вот только самые известные. Опыт художника-плакатиста пригодился Валериану Васильевичу и в книжной графике — более полувека он сотрудничал с «Детгизом», фактически с момента его основания. Стал первым иллюстратором «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого и фадеевской «Молодой гвардии», внимательным интерпретатором повести Аркадия Гайдара «Школа».

См. также: Щеглов Валериан Васильевич
Щеглов Валериан Васильевич
kid_book_museum: Художники на войне

6 декабря — 180 лет со дня рождения Павла Николаевича РЫБНИКОВА (1831-1885), русского фольклориста, этнографа.

Вышедшее в 1861-1867 гг. четырёхтомное издание, скромно озаглавленное «Песни, собранные П.Н.Рыбниковым», наделало в кругах учёных-этнографов и фольклористов немало шума. Сначала составителю, как водится, не поверили, потому что тома эти скрывали в себе (а вернее, открывали любознательному читателю) целый мир, доселе никому не ведомый, — былинный мир русского Севера. Только в 3-м томе Рыбников подробно рассказал о том, как во время странствий по Олонецкому краю ему удалось записать более двухсот подлинных исторических песен, былин и «старин» — древних эпических сказаний, передаваемых из уст в уста певцами-сказителями, и тогда Академия наук спохватилась и присудила ему Демидовскую премию. А коллеги-фольклористы, затаив дыхание, принялись внимать хранителям народных песенных сокровищ, которых Павлу Николаевичу посчастливилось отыскать в Прионежье: Леонтию Богданову, Козьме Романову, Тимофею Рябинину, Никифору Прохорову, Василию Щеголёнку…
Как отмечают специалисты, «открытиям Рыбникова во многом обязаны последующие собиратели русского фольклора».

См. также: Рыбников, Павел Николаевич
Рыбников Павел Николаевич
Рыбников Павел Николаевич
Рыбников Павел Николаевич

10 декабря — 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича НЕКРАСОВА (1821-1878), русского поэта, прозаика, критика, издателя.

    Стихи мои! Свидетели живые
    За мир пролитых слёз!
    Родитесь вы в минуты роковые
    Душевных гроз
    И бьётесь о сердца людские,
    Как волны об утёс.

Едва ли не крупнейшим исследователем и знатоком творчества Некрасова по праву считается наш детский поэт № 1 Корней Иванович Чуковский. Именно ему принадлежат самые глубокие и проникновенные строки об этом «печальнике народного горя».
«Если бы от всей книги Некрасова, — писал Чуковский, — не уцелело ни одного слова, а осталась бы только мелодия, только напев стиха, мы знали бы и тогда, что перед нами угрюмейший во всей литературе поэт. Каково ему было носить этот ритм в душе? Ведь этим ритмом он не только писал, а жил, ведь этот ритм есть биение его крови, темп его походки и дыхания».
По словам Ф.М.Достоевского, «это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».
«Заунывная мелодия некрасовского стиха» встретила живой отклик в среде простого народа. Многие сочинения поэта получили широкое распространение, превратившись в народные песни. Их поют и поныне: «Коробейники», «Что ты жадно глядишь на дорогу» («Тройка»), «Меж высоких хлебов» («Похороны»)…
Детям Николай Алексеевич посвятил два стихотворения — «Генерал Топтыгин» и «Дедушка Мазай и зайцы». Но исторически в круг детского чтения входят и «Крестьянские дети», и «Железная дорога», и «Зелёный Шум», и «Мороз, Красный нос», и «Русские женщины», и «Кому на Руси жить хорошо».

См. также: Некрасов Николай Алексеевич
Некрасов, Николай Алексеевич
НЕКРАСОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
К.И.Чуковский. МАСТЕРСТВО НЕКРАСОВА
Lib.ru/Классика. Некрасов Николай Алексеевич. Собрание сочинений

10 декабря — 100 лет со дня рождения Николая Владимировича ТОМАНА (1911-1974), русского советского писателя.

Жаль, не удалось Николаю Томану придумать собственного Джеймса Бонда, иначе он вполне мог бы претендовать на титул советского Иэна Флеминга. А названия-то, названия какие! «Взрыв произойдёт сегодня», «В погоне за Призраком», «Загадка чертежей инженера Гурова», «Просчёт мистера Бергоффа», «История одной сенсации», «Преступление магистра Травицкого»… Не знаю, как вам, а мне при одном взгляде на подобные книжки невольно вспоминается уморительный мультик Ефима Гамбурга «Шпионские страсти»: «наши» — благородны, мужественны и великодушны, «враги» — коварны, злобны и крючконосы.
Самый продуктивный период творчества писателя Томана пришёлся на послевоенные годы, когда шпиономания, в том числе в литературе, распространилась и расцвела с новой силой. Тогда его повести и рассказы, созданные по шаблону шпионского детектива, пользовались немалым успехом у публики, жаждавшей головокружительных приключений. Словно бы следуя примеру своего английского коллеги Флеминга, Томан нередко вводил в остросюжетное повествование откровенно фантастические мотивы. Впрочем, за рамки так называемой «фантастики ближнего прицела», они обычно не выходили, и ещё при жизни писателя, в благоприятные для НФ 1960-е годы, его книги выглядели несколько архаично.
Издательство «Детская литература» частенько обращалось к творчеству Николая Владимировича, хотя после его кончины книги со столь завлекательными названиями стали постепенно исчезать из фондов библиотек. Тем не менее, в своё время он входил в редколлегию популярного альманаха «Мир приключений», а редактором одного из сборников его фантастических повестей («Говорит Космос!..») значится сам Аркадий Стругацкий.
В настоящее время «шпионские страсти» Николая Томана доступны всем желающим в Интернете, а для неисправимых книголюбов переиздаются в малотиражной серии «Фантастический раритет».

См. также: Томан, Николай Владимирович
Томан Николай Владимирович
Николай Томан
Томан Николай Владимирович

12 декабря — 245 лет со дня рождения Николая Михайловича КАРАМЗИНА (1766-1825), русского писателя, критика, историка, журналиста.

«Слыша, что царь Михаил Феодорович желает оставить при дворе своём астронома Олеария, народ ужасался и говорил: “Царь хочет иметь при себе волшебника, который по звёздам угадывает будущее!” Это испугало Олеария… Через несколько лет, приехав опять в Москву, он вздумал однажды забавлять дьяка иностранных дел тёмною камерою и показывал ему на стене предметы, бывшие на улице, дьяк крестился… Всего страннее казалось ему то, что люди и лошади изображались вверх ногами и таким образом двигались. Голландский фельдшер именем Квиринус, служивший царю, имел у себя в горнице скелет человека. Однажды Квиринус играл на лютне, и ветер шевелил кости, висевшие на стене против растворённого окна. Стрельцы увидели это и разгласили по городу, что голландский фельдшер держит у себя мёртвых и заставляет их плясать по лютне. Дело дошло до патриарха, и бедного Квиринуса хотели было сжечь как волшебника. К счастию, удалось ему изъяснить своё колдовство князю Ивану Борисовичу Черкасскому, и страшная история кончилась тем, что фельдшера выслали из России, а скелет его сожгли за Москвою-рекою…» (Н.М.Карамзин. «Русская старина»).
Классики, как всегда, правы: чтение Карамзина есть занятие самое увлекательное. Ещё до того, как появились на свет повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», и он снискал славу лучшего и «красноречивейшего» из всех отечественных сочинителей, Карамзин был редактором первого русского журнала для подростков — «Детское чтение для сердца и разума». «“Детское чтение” было едва ли не лучшею книгою из всех, изданных для детей в России, — вспоминал поэт Михаил Дмитриев. — Я помню, с каким наслаждением его читали даже и взрослые дети. Оно выходило пять лет, с 1785 по 1790 год, особыми тетрадками при “Московских Ведомостях”».
Когда же на свет появился труд всей его жизни, над которым Николай Михайлович неустанно работал более двух десятилетий, — многотомная «История государства Российского», стало окончательно ясно, что значит этот человек для нашей страны и какой беспримерный подвиг совершил он во имя её. Вот свидетельство А.С.Пушкина: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Коломбом». А вот слова П.А.Вяземского: «Карамзин — как Кутузов двенадцатого года: он спас Россию от нашествия забвения, воззвал её к жизни, показал нам, что у нас отечество есть, как многие узнали о том в двенадцатом году».

См. также: Карамзин, Николай Михайлович
КАРАМЗИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
Карамзин Николай Михайлович. Историк и писатель
Lib.ru/Классика. Карамзин Николай Михайлович. Собрание сочинений
Музей книги: Путешествие во времени: Русский путешественник в Париже 1790 года

12 декабря — 85 лет Ирине (Ирэн) Львовне РАДУНСКОЙ (р. 1926), русской писательнице, публицисту, автору научно-популярных книг.

Научно-популярные и научно-художественные книги Ирины Радунской адресованы детям старшего возраста, а скорее, даже юношеству. Такое ограничение обусловлено исключительной сложностью тех проблем, о которых ведёт разговор писательница. Малышам, согласитесь, ещё рановато читать о квантовой физике, теории относительности или единой теории поля. Книги Радунской «“Безумные” идеи» и «Превращения гиперболоида инженера Гарина» посвящены «драматической истории создания мазеров и лазеров»; «Крушение парадоксов» — продолжает эту тему. Сборник «Люди и роботы», как нетрудно догадаться, рассказывает о перспективах развития роботехники, а в трилогии «Предчувствия и свершения» Ирина Львовна собирает воедино все волнующие её темы, связанные с историей классической и новой посленьютоновой физики, и пытается показать, какими путями приходят учёные к своим открытиям. В книге «Проклятые вопросы» речь идёт о глобальном: о познаваемости мира, о том, способен ли человеческий разум овладеть тайнами природы, о том, «что есть истина», и так далее.

См. также: Радунская, Ирэн Львовна
Ирина Львовна РАДУНСКАЯ
Радунская Ирина (Ирэн) Львовна

14 декабря — День Наума-Грамотника.

В этот день (первого декабря по старому стилю) в российских деревнях принято было отдавать подрастающих детей в обучение местным грамотеям.

См. также: ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА

18 декабря — 90 лет со дня рождения Юрия Владимировича НИКУЛИНА (1921-1997), русского артиста цирка и кино.

«Никогда не забудется тот день, когда меня, пятилетнего мальчика, отец повёл в цирк…
Цирк! Когда вошли в зал, меня поразило обилие света и людей. И сразу слово “цирк” стало для меня реальным, ощутимым, понятным. Вот он — огромный купол, застеленный красным ковром манеж, слышны звуки настраиваемого оркестра… Было так интересно!
…Я воспринимал всё настолько живо, что, захлёбываясь от восторга, громко кричал. Один из клоунов передразнил мой крик. Все от этого засмеялись.
— Папа! Папа! — затормошил я отца. — Клоун мне ответил, он мне крикнул, ты слышал?
Когда мы вернулись домой, я прямо с порога объявил маме:
— А меня заметил клоун. Он со мной разговаривал.
Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном» (Ю.В.Никулин. «Почти серьёзно…»).
На этих двух портретах мы видим разного Никулина. Таким (см. фото слева) он смешил публику, пришедшую на цирковое представление. А таким (фото справа) он был в жизни. Он сам сказал, впервые увидев этот снимок: «Здесь я настоящий».
Когда Никулин попал в кино, в нём не сразу разглядели серьёзного драматического артиста. Хорошо, что всё-таки разглядели, а то бы он так и остался Балбесом из комедий Гайдая, — как известно, маска очень скоро прирастает к лицу. Достаточно перечислить режиссёров, доверявших клоуну из цирка играть серьёзных и даже трагических персонажей: Андрей Тарковский, Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Алексей Герман, — чтобы понять и оценить масштаб актёрского дарования Юрия Никулина.
Ролан Быков вспоминал: «Я на юбилее ему сказал, что такие глаза, как у него в фильме “Когда деревья были большими”, бывают у спаниелей и у некоторых женщин. Эти глаза действительно были не загримированы. Это вообще был незагримированный человек».
У Быкова Никулин тоже сыграл драматическую роль, и она стала его последней киноработой. «Когда я стал искать актёра на роль дедушки в “Чучеле”, мне сразу пришёл Никулин в голову. Но я хотел играть сам. Трижды пробовался. Мне не понравилось. Я хотел, чтобы в идеале играл князь Оболенский…
Все черты этой русской интеллигенции, особой, чистой национальной когорты людей, нёс в себе Никулин. Это его отличительная внутренняя ценность — человека интеллигентного… В смысле доброты, в смысле ума, в смысле понимания, в смысле скромности.
Так судьба распорядилась, что последний кадр Юрия Никулина, в котором он снялся, — финал “Чучела”…».

См. также: Никулин, Юрий Владимирович
НИКУЛИН, ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Юрий Никулин. Наш любимый клоун
Юрий Никулин

18 декабря — 65 лет Стивену СПИЛБЕРГУ (р. 1946), американскому кинорежиссёру, продюсеру.

Волшебник, маг, чародей… Что ещё можно сказать о Спилберге? О человеке, по воле которого миллионы людей во всём мире плачут, смеются, удивляются, ужасаются…
«Челюсти», «Близкие контакты третьей степени», тетралогия об Индиане Джонсе, «Инопланетянин», «Капитан Крюк», «Парк Юрского периода», «Искусственный разум»… Нет, это кино не для интеллектуалов. Это кино для всех. Для детей и взрослых. Для тех, кто ещё не утратил способности удивляться: «Надо же! А динозавры-то совсем как живые!..» Для тех, кто не очерствел окончательно и близко к сердцу примет историю потерявшегося на Земле маленького E.T. или всерьёз заплачет над печальной судьбой мальчика-робота, больше всего на свете желавшего, чтобы мама его любила. Пожалуй, именно Стивен Спилберг был и остаётся главным человеком, превратившим Голливуд в настоящую Империю Грёз…

См. также: Спилберг, Стивен
СПИЛБЕРГ Стивен
Миры Стивена Спилберга

19 декабря — 125 лет со дня рождения Елены Николаевны ВЕРЕЙСКОЙ (урожд. К а р е е в о й; 1886-1966), русской советской писательницы.

Елена Николаевна Верейская, дочь историка Н.И.Кареева и мать художника О.Г.Верейского, была сельской учительницей, библиотекарем, писала стихи, рассказы, пьесы, руководила кружком художественной самодеятельности. На мысль посвятить себя литературе для детей её натолкнула встреча с С.Я.Маршаком, чей «Кружок детских писателей» она с большим энтузиазмом и удовольствием посещала в 1920-е годы. Как отмечается, первая же повесть Верейской, адресованная детям, — «Серёжка в деревне» — «была горячо принята маленьким читателем».
Наиболее известные книги Елены Николаевны принадлежат к так называемой историко-революционной теме. Когда-то сборники «Памятный день» и «В те годы» издавались массовыми тиражами, а рассказ «Таня революционерка» входил во все хрестоматии.
По понятным причинам, именно эта сторона творчества писательницы сейчас почти не востребована. Пережила своё время лишь повесть «Три девочки», не так давно выпущенная в сериях издательства «АСТ» «Любимое чтение» и «Любимые книги девочек». Написанная просто и увлекательно, повесть рассказывает о жизни трёх подруг-школьниц — счастливой довоенной и полной драматизма в годы ленинградской блокады.

См. также: Верейская Елена Николаевна
Верейская Елена Николаевна (1886-1966) — писательница
Елена Верейская
Верейская Е.Н. — русская детская писательница

23 декабря — 75 лет Юлию Черсановичу КИМУ (р. 1936), русскому поэту, барду.

Два месяца назад к юбилею Евгения Евстигнеева мы цитировали маленький фрагмент «Песни о звёздах», которую замечательный актёр исполнил в фильме-сказке «Про Красную шапочку». Честно говоря, очень хочется напомнить эти щемящие строки ещё раз, уже в связи с другим знаменательным событием — 75-летием поэта и барда Юлия Кима. Однако вряд ли в том есть необходимость, поскольку полный текст «Песни о звёздах» то и дело появляется в разных уголках всемирной паутины, пользователи которой вдруг вспоминают своё детство и настраиваются на лирический лад.
Первые песни Ким написал, ещё учась в пединституте. После распределения работал на Камчатке учителем в вечерней школе, потом снова вернулся в Москву, где попытался продолжить скромную карьеру преподавателя истории и литературы. Но остроумные, ироничные и всегда узнаваемые песни не позволили ему остаться безвестным. Напротив, он приобрёл огромную популярность в аудиториях, с восторгом внимавших Окуджаве, Галичу, Высоцкому… А близость к диссидентскому движению принесла поэту Юлию Киму известность в тех властных кругах, которые впоследствии сделали всё возможное, чтобы дорога к читателю-слушателю была для него наглухо закрыта.
И тогда он ушёл в кино. Под псевдонимом «Ю.Михайлов» Ким сочинил невероятное количество песен для разнообразных фильмов и спектаклей. Иногда — как автор и стихов и музыки, чаще — в содружестве с лучшими отечественными композиторами, создававшими «саундтреки»: Геннадием Гладковым, Владимиром Дашкевичем, Алексеем Рыбниковым и даже самим Альфредом Шнитке. «Похождения зубного врача», «Бумбараш», «Остров сокровищ», «Точка, точка, запятая…», «Двенадцать стульев», «Про Красную шапочку», «Обыкновенное чудо», «Усатый нянь», «Сказка странствий», «Без семьи», «Пеппи Длинныйчулок» — все эти фильмы объединяет одно: их герои «поют стихи» Юлия Кима.
Как нетрудно заметить, среди перечисленных фильмов немало сказок. Жанр сказочного кино так увлёк знаменитого барда, что он сам написал сценарии и тексты песен для двух фильмов режиссёра-сказочника Михаила Юзовского — «После дождичка в четверг» и «Раз, два — горе не беда!».

См. также: Ким, Юлий Черсанович
Ким Юлий Черсанович
Юлий Ким
Юлий Ким

24 декабря — 70 лет Анне Марии МАЧАДО (р. 1941), бразильской писательнице, обладательнице Международной Золотой Медали им. Х.К.Андерсена (2000).

В заметке Ольги Мяэотс об Анне Марии Мачадо читаем: «…издала более ста книг для детей и взрослых. Среди её работ — короткие рассказы, книжки-картинки, романы для подростков, пьесы, поэзия, былины, буквари и научно-популярная литература».
Увы, все эти разнообразные произведения нам практически неизвестны. Несмотря на высшую награду в области литературы для детей, несмотря на более чем сорокалетнюю писательскую карьеру Мачадо, начавшуюся ещё в конце 1960-х годов, до наших читателей её книги пока не добрались.
Далее автор заметки останавливается на некоторых наиболее значимых произведениях писательницы и цитирует заключение жюри премии Андерсена, в котором говорится: «Мачадо — мастер музыкальности португальского языка, её популярность у юных читателей огромна. В своих многочисленных волшебных историях она затронула множество политических и социальных тем. Своими книгами, лекциями и популяризаторской деятельностью писательница способствует развитию детской литературы в Бразилии».
Нам остаётся только поверить на слово экспертам Андерсеновской премии, поскольку заметка О.Мяэотс да редкие публикации в «Пионерке» являются единственными источниками информации о знаменитой бразильянке; сами мы португальского языка не знаем, а издатели не очень-то спешат с переводами её книг на русский.
Получая Золотую Медаль, писательница сказала (опять цитируем заметку О.Мяэотс): «Мир, построенный словом, понятен всем и продолжает жить в книгах. Потому что хорошие книги, как сады, они — дети времени и носители жизни. Их создают медленно и сообща из самых заветных надежд и чаяний. Они дают жизнь этим чаяниям, питают человеческую память и надежду…»
Вот и мы будем надеяться, что в конце концов наши мечты исполнятся, и рано или поздно мы откроем для себя мир, построенный Анной Марией Мачадо.

См. также: Ana Maria Machado
АННА МАРИЯ МАЧАДО (ANNA MARIA MACHADO)
Мачадо Анна Мария — бразильская писательница

24 декабря — 125 лет со дня рождения Александра Сергеевича НЕВЕРОВА (наст. фам. — С к о б е л е в; 1886-1923), русского писателя.

Если писатель самобытен, то имя его, вне зависимости от количества написанных книг, непременно останется в истории литературы. Александр Неверов был самобытен, и хотя прожил всего 37 лет, успел вписать яркую страницу в отечественную прозу первых послереволюционных лет. Революцию он принял всецело (по убеждениям был близок к эсерам) и со всем пылом своей эпохи сочинял так называемые «агитки», имевшие широкое распространение во время Гражданской войны.
Разумеется, эти пьесы, откровенно написанные на злобу дня, сейчас вряд ли помнит кто-то, кроме специалистов-литературоведов. А вот повести Неверова («Андрон Непутёвый», «Гуси-лебеди»), рассказывающие о том, что переживало в ту смутную пору российское крестьянство, и в особенности самая бедная его часть, по сей день заслуживают всяческого внимания. Самым знаменитым произведением писателя осталась правдивая и трогательная повесть о двенадцатилетнем пареньке Мишке Додонове и его трудном путешествии из голодающей деревни в хлебный город Ташкент. Именно «Ташкент — город хлебный», повесть, которая к 1928 году выдержала 17 изданий и о которой (вы не поверите!) восторженно отзывался Франц Кафка, так вот, именно эта повесть позволила говорить о Неверове, как об одном из «зачинателей советской детской литературы».

См. также: Неверов, Александр Сергеевич
Неверов Александр Сергеевич
Неверов Александр Сергеевич
Lib.ru/Классика. Неверов Александр Сергеевич. Проза

24 декабря — 110 лет со дня рождения Александра Александровича ФАДЕЕВА (1901-1956), русского советского писателя, критика, публициста, общественного деятеля.

«Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы — в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; всё остальное, мало-мальски ценное, способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет. Литература — эта святая святых — отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа…»
Долгие годы содержание предсмертной записки А.А.Фадеева тщательно скрывалось; о нём знали лишь единицы. Со стороны было совершенно непонятно, почему обласканный властями и вроде бы вполне благополучный литератор внезапно решил покончить жизнь самоубийством. Теперь, когда без этой записки не обходится ни одно, даже «детлитовское» издание романов Александра Фадеева, прояснилось многое. Появилась возможность хотя бы отдалённо представить себе, что думал и чувствовал человек в его положении: идеалы, за которые большевик Фадеев сражался в Гражданскую и которым оставался верен до самого конца, на глазах искажались и извращались, а его искренняя убеждённость в своём призвании и в правильности избранного пути неизбежно накладывалась на невозможность в новых условиях сопротивляться силе обстоятельств, вынуждавших писателя играть роль партийного функционера и окололитературного деятеля.
Преждевременная смерть могла прийти к нему и раньше. В годы войны, будучи корреспондентом «Правды» и Совинформбюро, признанный советский писатель Фадеев, автор нашумевшего «Разгрома», неслучайно рвался на самые опасные участки фронта.
Военные впечатления очень пригодились ему потом, когда он работал над романом «Молодая гвардия», созданным, что называется, «по горячим следам». Сам Фадеев признавался, что писал о его героях «с большой любовью, отдал роману много крови сердца». И можно только догадываться, какие чувства он испытывал, когда, подвергшись партийной критике, «напрасно тратил время», мучительно переделывая собственное детище, в котором, по мнению начальства, была «недостаточно отражена роль коммунистической партии».
Спустя годы, в момент полного отчаяния Фадеев напишет: «Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл…».

См. также: Фадеев, Александр Александрович
Фадеев Александр Александрович
Александр Александрович Фадеев
Евгения Таратута. Вышло «на правду»: Воспоминания о Фадееве
Lib.Ru: Александр Фадеев

25 декабря — 125 лет со дня рождения Павла Андреевича БЛЯХИНА (1886-1961), русского советского писателя, киносценариста.

К тому времени, когда Павел Бляхин занялся писательством, его партийный стаж и опыт революционной деятельности насчитывали полтора десятка лет — в партию большевиков сын простого чернорабочего вступил в 1903 году. Собственно, это была ещё не партия, а подпольный рабочий кружок, распространявший листовки и прокламации. Бляхин был одним из самых активных его членов: доставал для типографии шрифт, работал агитатором, участвовал в стачках, сражался на баррикадах. Неоднократно подвергался арестам, ссылкам, жил на нелегальном положении.
С приходом большевиков к власти Павел Андреевич стал важной фигурой. С 1917 года он председательствовал в губернском Костромском Совете, затем — в Костромском Горисполкоме и Губисполкоме. Далее — везде: Одесса, Екатеринослав, опять Кострома, наконец, Баку.
В 1920-е его перебросили на культуру. В течение многих лет Бляхин ведал делами «важнейшего из искусств» — кино, попутно сочиняя повести и пьесы, а перед самой войной возглавлял сценарный отдел студии «Мульфильм».
Павел Андреевич написал несколько книг и сценариев, но в читательской памяти остался автором одной-единственной повести «Красные дьяволята». По её первой части в 1923 году был снят одноимённый фильм, а через сорок с лишним лет поставлены знаменитые «Неуловимые мстители».

См. также: Бляхин, Павел Андреевич
Бляхин Павел Андреевич
БЛЯХИН Павел Андреевич
Чтение для души: Приключения: Бляхин П.А. Красные дьяволята

31 декабря — 100 лет со дня рождения Георгия Ивановича КУБЛИЦКОГО (1911-1989), русского советского писателя-популяризатора, историка, географа, краеведа.

Стремление к познанию мира и желание поделиться своими открытиями с людьми — так можно определить творческое кредо Георгия Кублицкого. Одна из его книг имеет примечательное название «Все мы — открыватели…». Писателю посчастливилось немало постранствовать по свету, и каждое из путешествий, включая самое первое (на пароходе по Енисею), совершённое ещё в пятилетнем возрасте, стало для него толчком к творчеству, к созданию всё новых и новых произведений о разных уголках Земли.
Первые книги для детей Кублицкий выпустил в конце 1940-х («Енисей, река Сибирская» и «Открыватели Антарктики»). Работал в документальном кино, сочинял рассказы для радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов». Поездка по Швеции и Норвегии оказалась для писателя исключительно плодотворной — её результатом стала книга «По следам Нильса Хольгерсона» и повесть «Фритьоф Нансен».
Чаще других переиздавался сборник рассказов о путешествиях и открытиях «По материкам и океанам». От издания к изданию менялся его состав, отдельные главы перерабатывались, исключались или дополнялись, и в конце концов книга получила новое название — «Весь шар земной…». Она заканчивается такими словами:
«Человек должен дерзать!
Он будет и дальше постигать природу своей Земли. Он готовится путешествовать по другим планетам. Перед ним — Вселенная».

См. также: Георгий Иванович Кублицкий
Кублицкий Г.И. — писатель, историк, географ, кинодраматург

Кроме того, в 2011 году исполнилось:

90 лет Российскому молодёжному театру (1921), основанному как Московский театр для детей (руководитель — Н.И.Сац); в 1938-1992 гг. — Центральный детский театр;
80 лет Центральному театру кукол имени С.В.Образцова (1931);
75 лет всероссийскому литературно-художественному журналу для школьников «Костёр» (1936)
65 лет ЮНИСЕФ (Детскому фонду ООН) (1946);
55 лет детскому юмористическому журналу «Весёлые картинки» (сентябрь 1956 года);
55 лет Международной Золотой Медали имени Ханса Кристиана Андерсена (1956), высшей награде в области литературы для детей;
45 лет газете «Книжное обозрение» (5 мая 1966 года);

1965 лет со времени рождения ПЛУТАРХА (ок. 46 — ок. 127), древнегреческого историка, писателя и философа;
870 лет со времени рождения НИЗАМИ (Абу Мухаммеда Ильяса ибн Юсуфа Низами Гянджеви (Н и з а м о д д и н а; ок. 1141 — ок. 1202), азербайджанского поэта и мыслителя;
220 лет со дня рождения Трофима Григорьевича РЯБИНИНА (1791-1885), русского сказителя былин;
135 лет со дня рождения Марфы Семёновны КРЮКОВОЙ (1876-1954), русской сказительницы;
115 лет со дня рождения Ксении Александровны КЛЕМЕНТЬЕВОЙ (1896-1984), русского художника-иллюстратора;

100 лет со дня рождения Чеслава ЯНЧАРСКОГО (1911-1971), польского поэта и сказочника;
85 лет Элизабет БОРХЕРС (р. 1926), немецкой сказочнице.




© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru