Март 2011 года

27 февраля 2011

4 марта — 105 лет со дня рождения Мейндерта ДЕЙОНГА (1906-1991), американского писателя.

Мейндерт Дейонг. ФотографияБывают люди, в судьбе которых первые годы жизни действительно решают всё и навсегда. Кажется, именно таким человеком был Мейндерт Дейонг. Кажется — потому, что мы очень мало знаем о творчестве этого американского лауреата Международной премии имени Х.К.Андерсена: на русский язык он переводился мало.
Обложка книги М.Дейонга «Колесо на крыше». Худож. Д.ШтеренбергПохоже, что в душе детский писатель Дейонг был вовсе не американцем, а самым настоящим голландским голландцем, слишком хорошо помнившим деревню по имени Виерум на берегу Северного моря, где он родился. Его увезли в эмиграцию маленьким мальчиком, но деревенского морского воздуха, которым Мейндерт надышался в детстве, хватило на всё творчество. Сначала Дейонг писал только о животных, сугубо домашних. Даже без перевода легко догадаться, как тихо и уютно должно быть в книжках, которые называются «Пришла собака», «Большой гусь и маленькая белая утка», «Маленькая корова и черепаха»… Потом рядом со зверушками появились дети и даже взрослые люди. Например, хороший дедушка, друг собственного внука, в самой знаменитой книге Дейонга «Поющий холм». Впрочем, без старой лошади — тоже друга — в этой книжке, конечно же, не обошлось.
Единственная переведённая на русский язык повесть называется «Колесо на крыше». В сущности, это история о том, как приманить счастье. На этот раз оно принимает облик аиста, о котором вдруг задумалась деревенская девочка Лина. Почему в других деревнях аисты вьют свои гнёзда, а в её родной рыбацкой Приморке — нет? Ведь каждый знает, что аисты приносят счастье… Теперь догадайтесь с трёх раз, как будет развиваться сюжет. Правильно! Сначала объединятся дети (не без руководства умного учителя), потом вся деревня захочет вернуть белых птиц, которые когда-то здесь жили, а потом первый аист…
Книга была написана более полувека назад, в 1954 году, написана человеком, трогательно верившим, что «нужно мечтать даже о самом невероятном».

См. также: МЕЙНДЕРТ ДЕЙОНГ (автор заметки — Ольга Мяэотс)

8 марта — 105 лет со дня рождения Александра Артуровича РОУ (1906-1973), русского кинорежиссёра.

Александр Роу. ФотографияРазумеется, не мы выбираем время, в котором предстоит жить. Однако внутри доставшейся эпохи сильный человек всегда попытается отстоять своё право выбора. Александру Роу это удалось. После агитационных коллективов «Синяя блуза» и «Живая газета» можно было пойти разными путями советской действительности. Но Роу хотел быть сказочником и добился своего.
В 1938 году — как говорится, поперёк реальности — на экраны вышла первая его картина «По щучьему велению». В 1940-м весь мир делал танки, а режиссёр Роу — Змея Горыныча. Змей был ужасный: 11 метров в длину, 5 — в высоту, а в брюхе сидели 20 (двадцать!) человек, заставляя чудовище шевелиться как живое. Лошади на съёмочной площадке пугались и бежали прочь, зато зрители фильма «Василиса Прекрасная» смотрели на экран как заворожённые.
Коллаж из фильма «Василиса Прекрасная». Реж. А.Роу. СССР, 1940. В ролях: Василиса — В.Сорогожская, Иван — С.Столяров, Баба-Яга — Г.МиллярБезоговорочная победа волшебника Роу произросла из двух истоков, двух слагаемых: настоящие человеческие чувства соединились с небывалой сказочной реальностью. А так как чувств было больше, то даже теперь, с высоты голливудских спецэффектов и новомодного 3D, говорящая щука семидесятилетней выдержки всё ещё кажется чудом. Вёдра весело выскакивают из проруби и бегут впереди Емели совершенно как живые, а хищная красавица Анидаг, превращаясь в гадину-змею, вызывает такое отвращение, будто она уже плюхнулась с экрана прямо тебе на коленки.
Александр Роу оставил нам много-много сказок: «Конёк-Горбунок», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Королевство кривых зеркал»… Кадр из фильма «Морозко». Реж. А.Роу. СССР, 1940. В ролях: Настенька — Н.Седых, Иванушка — Э.ИзотовВ этом Роу-мире жил свой любимый русский красавец — актёр Сергей Столяров и своя гениальная сказочная нечисть — актёр Георгий Милляр. Но сила режиссёрского созидания была так велика, что на экране играло всё: дети, звери, лесные деревья, ветер, дождь, снегопад и красное солнышко.
Между прочим, Александр Артурович Роу был русским только наполовину. Его отец-ирландец, работавший в России как приглашённый специалист, покинул нестабильную страну под грохот первой мировой войны, оставив сына голодать и торговать спичками. Александр собрался с силами, выжил и улыбается нам до сих пор.

См. также:Роу, Александр Артурович
РОУ, АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ

12 марта — 75 лет со дня рождения Вирджинии ХЭМИЛЬТОН (1936-2002), американской писательницы, обладательницы Международной Золотой Медали им. Х.К.Андерсена.

Вирджиния Хэмильтон. ФотографияГоворят, кое-где ещё сохранился советско-американский сборник под названием «Далёкому другу», изданный двадцать два года назад сразу на двух языках — русском и английском. Целых четыре страницы в этом сборнике занимает текст Вирджинии Хэмильтон. Но повидать книжку нам не удалось. В фондах самой большой детской библиотеки нашлась всего сорок одна строка убористого журнального текста — коротенькая негритянская народная сказочка в обработке знаменитой писательницы, которая имеет более десятка литературных американских премий «местного значения» и Золотую медаль Андерсена.
Ситуация может показаться парадоксальной, но удивляться не стоит: разве перед нами первый случай издательского невнимания к приоритетам мировой детской литературы? Что касается сказочки под названием «Джек и чёрт», то она очень симпатичная: по-умному простая, по-простому складная и при этом весьма колоритная.
…Пришёл чёрт за пьяницей. Тот подёргался немного, но делать нечего — пошли в ад. По дороге пьяница Джек и говорит: «Не хотите ли выпить, господин чёрт?». А у чёрта, как назло, мелочи при себе нету. «Ладно, — говорит Джек, — я вам поспособствую». И предлагает рогатому превратиться в монетку, чтобы потом… Потом он эту монетку быстро суёт в кошелёк и закрывает кошелёк на застёжку, которая похожа на крестик. Чёрт со страху обещает не приставать к Джеку целый год. А Джек сначала хочет пойти покаяться, но, поразмыслив немного, решает: «…чтобы выяснить свои отношения с церковью, мне за глаза хватит последних трёх месяцев» — и спокойно заворачивает в питейное заведение. Вот и решайте теперь — сказка ли это?
Дедушка Вирджинии Хэмильтон бежал с плантаций американского Юга в 1850 году, стал фермером и внучку назвал именем штата, где был рабом. Способная внучка закончила Антиохийский колледж, университет в Огайо и Новую школу общественных исследований в Нью-Йорке. Все её реалистические произведения, сказочные повести и сборники обработанного фольклора посвящены истории и жизни афроамериканцев. Особенно почему-то хочется увидеть сборник «Как они летали!», откуда и взялась весёлая байка про Джека и чёрта.

Ил. Л.Диллона и Д.Диллон из сб. В.Хэмильтон «Как они летают!» (Нью-Йорк, 1985)

См. также: ВИРДЖИНИЯ ГАМИЛЬТОН

Владимир Фаворский за работой. Фотография15 марта — 125 лет со дня рождения Владимира Андреевича ФАВОРСКОГО (1886-1964), русского художника, книжного графика.

Историки искусства рассказывают, что художник Фаворский был необыкновенно разнообразен и щедр в своём творчестве. Он исполнял «гравюры на дереве и линолеуме, рисовал портреты и пейзажи, создавал на стенах общественных зданий фрески и мозаики, работал как художник театра, делал керамические блюда и тарелки, декоративную скульптуру для зданий и миниатюрные рельефы из слоновой кости…» Но это разнообразие не меняет сути: прежде всего и навсегда Владимир Андреевич Фаворский стал человеком книги — иначе не скажешь. Он называл книгу «инструментом для чтения», «пространственным изображением литературного произведения», был одновременно теоретиком и практиком книжного мастерства.
В.А.Фаворский. Фрагмент форзаца к «Маленьким трагедиям» А.С.Пушкина«…когда мы перелистываем нашу книгу, то мы как бы видим все правые страницы… когда мы перевёртываем правую страницу, то ожидаем тоже правую, и левая страница оказывается для нас несколько неожиданной, мы на неё как бы оглядываемся. Поэтому все титульные листы, спуски (то есть начальные страницы, где текст печатается не с самого верха), заставки ставятся на правой странице — они ведут нас в глубь книги…» — эти строчки из «Рассказов художника-гравёра» доступны даже самому неискушённому читателю. Владимир Андреевич по просьбе издательства «Детская литература» надиктовал книгу незадолго до смерти и рассказал в ней не только о премудростях книжного дела, но больше всего о своей работе над конкретными изданиями.
Литературные соавторы художника Фаворского — это избранное общество небожителей: Пушкин, Лев Толстой, Уильям Шекспир, затерявшийся в веках гениальный автор «Слова о полку Игореве»… Было бы смешно выбирать «лучшую» книгу, но работа над «Словом…» — особенная. Художник возвращался к этому тексту четыре раза и создал разные варианты для каждого издания. Разговаривая об этом с детьми, он углубляется в историю, комментирует свои иллюстрации и, преклоняясь перед исконным героизмом русских воинов, позволяет себе только одну строку о современности: «Так и в последнюю Отечественную войну наши солдаты, наверно, разговаривали с родной рекой Волгой…». Читатель может никогда не узнать, что на этой Отечественной войне погибли два сына Фаворского, два таланта, проявившие себя ещё в юности.
Завершается рассказ о «Слове…» признанием редким в устах строгого и сдержанного мастера. Он говорит, что хотел бы «…соединить всю книгу в одну песню… Добился ли я этого, это вам судить».

Ярославна. Ил. В.Фаворского к «Слову о полку Игореве»

См. также: Фаворский, Владимир Андреевич
ФАВОРСКИЙ, ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ
Фаворский Владимир Андреевич
Эрик Булатов: «Чем я обязан Владимиру Андреевичу Фаворскому»


Евгений Антоненков с читателями Российской государственной детской библиотеки. Фотография18 марта — 55 лет со дня рождения Евгения Абрамовича АНТОНЕНКОВА (р. 1956), русского художника, иллюстратора детских книг.

Года два назад Евгений Антоненков рассказал в интервью, какая грустная история однажды с ним приключилась. Очередная книжка, которую художнику предложили проиллюстрировать, совсем ему не понравилась. Зато очень понравился обещанный гонорар. Пришлось согласиться. И тут началось… «Я перестал спать, — говорит Антоненков, — стал бросаться на родственников, в общем, мне плохо стало».
Эту мимолётную откровенность можно было бы не пересказывать, если бы в ней не пряталась главная загадка и разгадка всех разнообразных работ замечательного книжного мастера: он рисует только то, что любит. И это видно без всяких «историй», с первого взгляда, почти с любой страницы. Достаточно вспомнить Винни-Пуха…
Ил. и автопортрет Е.Антоненкова к книге Ю.Мориц «Тумбер-Бумбер»Согласитесь, после книжек с иллюстрациями Шепарда или Чижикова, после мультяшного Винни с голосом Евгения Леонова совершенно — казалось бы! — невозможно придумать новый облик самого обаятельного и привлекательного игрушечного медведя. Но Антоненков и не рисовал игрушечного. Он привёл своего, живого, и если бы на Пуховой опушке работал face control, он без проблем пропустил бы нового гостя прямо в сердце маленьких читателей.
К счастью, работает художник Антоненков много и продуктивно. Есть у него и «Сказки» Корнея Чуковского, и «Разноцветная книга» Самуила Маршака, и «Глупая лошадь» Вадима Левина. Особенно Ил. Е.Антоненкова к книге А.Милна и Б.Заходера «Винни-Пух и все-все-все»счастливым оказался «дуэт» с Юнной Мориц. Два сборника её замечательных стихов — «Тумбер-бумбер» (2007 г.) и «Крыша ехала домой» (2010 г.) — сделаны так, будто автор и художник вообще ни на минуту не разлучались и перекидывались творческими выдумками, как пёстрым детским мячиком: а я скажу вот так! — а я нарисую вот здесь! — а тогда я… — а теперь мы!..
Фантазия — капризная дама. Отпустишь её на свободу — натворит всяких несуразностей, прижмёшь покрепче — задохнётся. Но бывают люди, которые умеют договориться со своим собственным воображением. Полистайте классическую-преклассическую, наизусть известную сказку «Репка», которую в 2010 году проиллюстрировал для издательства «Махаон» современный художник Антоненков. Может быть, вы разозлитесь. Может быть, вслед за интернет-фанатами этого издания закричите «прикольно!» или просто будете полчаса хохотать вместе со своим ребёнком. Но скучно вам не будет. И — может быть! — вы даже задумаетесь о том, что вечные истины вроде коллективного вытягиванья репки имеют право менять свой наряд ради встречи с каждым новым поколением.

См. также: Антоненков, Евгений
Сказочные иллюстрации Евгения Антоненкова


20 марта — 120 лет со дня рождения Веры Владимировны ХЛЕБНИКОВОЙ (1891-1941), русской художницы.

«Вы говорите, Он ушёл, мой тихий Брат?..» — так 19 июля 1922 года начала писать воспоминания о Велимире Хлебникове его младшая сестра Вера.
Всю жизнь они были дружны и духовно близки. Даже замуж (через несколько лет после смерти брата) Вера Владимировна вышла за его преданного друга и единомышленника. Этого человека звали Пётр Митурич. Он был художник. Вера Хлебникова — тоже художник, к этому времени вполне сложившийся. Но два очень личных творческих начала не вошли в конфликт, а напротив, объединились для прекрасного сотрудничества. «По жизни» это привело к рождению династии: сын супругов, Май Митурич, стал одним из самых оригинальных и успешных отечественных графиков минувшего века. Вера Владимировна Хлебникова. Рис. П.МитуричаЕго дочь, тоже Вера, активно экспериментирует в самых современных жанрах изобразительного искусства. В 2001 году в Третьяковской галерее прошла выставка под названием «Четыре творческих портрета», которая объединила работы дедушки, бабушки, их сына и внучки. О выставке много писали. Ещё бы! — не так часто рождается семья, творчески интересная нескольким поколениям.
П.Митурич, В.Хлебникова. Титульный лист книги В.Бианки «Первая охота». 1928 г.Что касается сотрудничества профессионального, «тандем» Веры Хлебниковой и Петра Митурича подарил нам несколько интереснейших книжных изданий. Художники оформили вместе «Дюймовочку» Андерсена, «Думу про Опанаса» Багрицкого, «Янко-музыканта» Сенкевича. Но самая знаменитая и прекрасная совместная их работа — изобразительный ряд для маленького рассказика Виталия Бианки «Первая охота».
На обложке этой тонкой книжицы, выпущенной в 1928 году, так и было написано:

Рис. П.Митурича
Краски Хлебниковой-Митурич
То есть Пётр Васильевич нарисовал, а Вера Владимировна раскрасила. Каким же глубоким и родным должно быть взаимопонимание, чтобы в результате получилось то, что получилось, — изумлённый взгляд «собакиного ребёнка», вступившего в мир.
Вера Хлебникова много и проникновенно иллюстрировала поэтические произведения своего брата. Она тоже жила в творчестве больше, чем в жизни. Ещё в гимназии на злобный окрик «училки»: «Хлебникова, где вы, в облаках?» — она спокойно отвечала: «Я рисую».

См. также: Хлебникова, Вера Владимировна
Хлебникова Вера Владимировна: Из воспоминаний


24-30 марта — Неделя детской и юношеской книги.

Стихи С.Махотина. Рис. Сони Земляникиной, 6 лет, г. Волхов, 2004 г. ДХШ

«Здравствуйте, дорогой писатель!
Я была в Санкт-Петербурге и очень хотела встретить хоть одного писателя. Я Вас там не видела. Я ходила на рынок, в разные магазины, ходила по улицам. Где Вы сочиняете книги? Вы сами придумываете или Вам помогают дети? Ведь Вы детский писатель. А я не представляю, какой писатель на самом деле. У Вас шарф или длинные волосы? Чем Вы отличаетесь от других людей? Наверное, Вы задумчивый, ходите по улице и придумываете книжки. Может быть, я когда-нибудь встречу Вас.

Живихина Алёна, 3 класс, город Лодейное поле, 2002 год»

Дорогие писатели, пожалуйста, как можно чаще встречайтесь со своими читателями, чтобы они, наконец, узнали, чем вы отличаетесь от других людей.
Приведённое выше письмо к писателю Сергею Махотину цитируется по изданию Ленинградской областной детской библиотеки «Книги как крылья. Читатели ленинградской области о детской книге, чтении и библиотеке» (Санкт-Петербург, 2006). Весьма полезное чтение в поддержку тех, кто ещё надеется на что-то книжное.

См. также: Программа Недели Детской Книги в Российской государственной детской библиотеке

Маленький Боря Власов с мамой и папой. Фотография26 марта — 75 лет со дня рождения Бориса Васильевича ВЛАСОВА (1936-1981), русского художника, книжного графика.

Борис Власов продолжил традиции своей семьи и своего города. Его родители, известные художники Василий Власов и Татьяна Шишмарёва, были учениками Владимира Лебедева — одного из главных представителей «ленинградской» школы книжной графики. Ил. Б.Власова к книге Р.Заславского «Рисунок на камне»Именно «домашние университеты» помогли молодому художнику рано обрести свой стиль и найти — по его же словам — ту «напряжённую активную форму», которая необходима для полноценных иллюстраций.
Борис Власов оформил всего полтора десятка книг, взрослых и детских, но среди них были «Старик и море», «Записки о Шерлоке Холмсе», «Айвенго»… Его работы для малышей, сделанные в 1960-70 годах, заслуживают особого внимания. Исследователи дружно отмечают, что художнику удалось сделать значительные, темпераментные, экспрессивные иллюстрации даже к самым непритязательным текстам.

См. также: ВЛАСОВ Борис Васильевич
Б.Власов, Р.Заславский. «Рисунок на камне», 1972


27 марта — 130 лет со дня рождения Аркадия Тимофеевича АВЕРЧЕНКО (1881-1925), русского писателя.

Аркадий Аверченко. ФотографияВ начале прошлого века, всего за десять лет в России было издано 40 (сорок) книг писателя Аверченко, причём некоторые из них за это же время переиздавались более двадцати раз. Совсем неплохо для человека, окончившего всего два класса провинциальной гимназии. Дальше учиться не удалось из-за смерти отца и бедственного положения многодетной семьи (6 девочек, 3 мальчика). Первое сочинение молодого конторского служащего было опубликовано в 1902 году. Харьковский журнал носил легкомысленное имя «Одуванчик», зато сам рассказ назывался — «Умение жить». Очень скоро автор на деле доказал, что название соответствует действительности.
Современные издатели должны учить биографию Аркадия Тимофеевича наизусть. Когда харьковский губернатор с великим скандалом закрыл его первый журнал «Штык», Аверченко, убегая из города, успел выпустить три номера нового журнала «Меч». Прибыв в Санкт-Петербург, одним движением руки ликвидировал одряхлевшую «Стрекозу», чтобы на её месте основать могучий «Сатирикон», впоследствии — «Новый Сатирикон» — «независимый журнал, промышляющий смехом».
Чтобы обозначить размах интереса к творчеству Аверченко, достаточно вспомнить всего двух его читателей — царя Николая II и революционера Владимира Ленина. Что касается широкой читающей публики, она называла любимого писателя совсем просто — «король смеха». И больше всего любила, наверное, не калейдоскоп простеньких сюжетов, а сам голос рассказчика, точно взятый тон. До 1917 года это был, по выражению одного из критиков, «весёлый абсурд», потом (уже в эмиграции) — чёрный юмор. Никаких претензий на «великое искусство» у этого автора не было, но один из своих поздних рассказов он с трогательной сентиментальностью закончил словами о том, что даже после кованого сапога стебелёк зелёной травы поднимется и начнёт опять шептать «…о своём, о малом, о вечном».
Обложка книги А.Аверченко «Молодняк». Худож. С.ЛюбаевДетским писателем в прямом смысле этого слова Аркадий Аверченко никогда не был, но для детей и о детях иногда немножко писал. В последние годы интерес к этим текстам ностальгически возрос, и появилось сразу несколько книжек, которые следует упомянуть. Издательство «Детская литература» в серии «Школьная библиотека» собрало под одной обложкой «Юмористические рассказы» Аверченко, Тэффи и Саши Чёрного. Издательство «Глобулус» в серии «Любимые книги детства» объединило «Озорные рассказы» Аверченко и Зощенко. Достаточно популярный в начале прошлого века сборник Аркадия Аверченко «О маленьких для больших» вернулся к современному читателю стараниями «Издательского Дома Мещерякова», но эта книжка всё-таки из разряда литературы «взрослым о детях». А самый удачный и действительно подростковый вариант знакомства с популярным юмористом появился у нас ещё в начале 1990-х. Сборник назывался «Молодняк» и был составлен в издательстве «Детская литература».

См. также: Аверченко, Аркадий Тимофеевич
АВЕРЧЕНКО, АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ
Избранное: Чтение для души: Книги о детстве: Аверченко А.Т. О маленьких — для больших



© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru