ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

30 мая 2010

— Обложка книги А.Лемменса и С.Стоммельса «Russian Artists and the Children’s Book 1890-1992» («Русские художники и детская книга 1890-1992»). В оформлении использована работа Д.ШтеренбергаLemmens A., Stommels S. Russian Artists and the Children’s Book 1890-1992 [Русские художники и детская книга 1890-1992]. — Nijmegen : LS, 2009. — 512 p.
Исследование написано на английском языке. Книга издана в комплекте с компакт-диском, на котором размещены иллюстрации, — материал сгруппирован по художникам. Печать полноцветная; помимо основного текста, имеется 1100 иллюстраций, все — из личной коллекции авторов.

Прекрасно изданная монография голландских исследователей А.Лемменса и С.Стоммельса посвящена иллюстрациям в детских книгах, выполненным русскими и советскими художниками, многие из которых были известны и в других жанрах. Внимательно прослежены все публикации о художниках книги и русском искусстве вообще, найдены связи между толкованием вклада живописцев и графиков в понимание искусства. Авторы благодарны предшествующему исследованию Э.Ганкиной, посвящённому книжной графике для детей (Ганкина Э. Русские художники детской книги. — М. : Сов. художник, 1963. — 278 с.). Тщательно собраны и проанализированы всевозможные публикации об искусстве детской книги. И.Билибин. «Баба Яга». Ил. к рус. нар. сказке «Василиса Прекрасная»Ещё одним источником сведений о художниках-иллюстраторах послужили каталоги различных выставок. В последние годы появились книги о детской иллюстрации в СССР, опирающиеся на определённые собрания; все они изучены и просмотрены голландскими специалистами.
Вначале рассказывается о становлении книжной иллюстрации как жанра, описываются влияния, определившие своеобычность именно русской графики: лубок, знание иностранных языков образованными слоями населения, что позволяло читать подлинники произведений детям тогда же, когда они выходили в других странах. Интерес к собственным изданиям распространился вместе с просвещением широких народных масс: народные школы формировали читателей, а читателям нужны были книги на родном языке. Из традиций передвижников, с одной стороны, и мирискусников — с другой, создалась культура детской книги. Интересно, что в этот момент тенденции в оформлении печатной продукции были сходными во всём мире.
Е.Ивановская. Ил. к книге «Deux Contes Russes» («Две русских сказки»)Революция открыла новые возможности для воспитания и обучения народа, хотя средств на это первоначально было не очень много. А.Лемменс и С.Стоммельс рассказывают, что многие выдающиеся художники и писатели, чтобы не умереть с голоду, вынуждены были сами, вручную готовить свои произведения к продаже. Исследователи считают, что тогда родилась традиция самиздата. Нам же кажется, что одновременно это дало импульс к развитию такого явления, как «книга художника».
А.Лемменс и С.Стоммельс подчёркивают, что именно русские художники-авангардисты (Н.Альтман, Э.Лисицкий и другие, работавшие как в России, так и на Западе) в 1920-е годы начали изменения в искусстве, которые привели к развитию абстракционизма. В книжном оформлении их опыты также стали революционными и до сих пор остаются предметом коллекционирования. Авторы прослеживают преимущественно московскую и ленинградскую школы книгоиздания, но также довольно подробно останавливаются на вкладе русской школы иллюстрирования в мировое искусство. Н.Парэн. Разворот из книги «Je découpe» («Я вырезаю»)Эта сторона деятельности русской эмиграции, как представляется, не была до сих пор оценена по достоинству.
Подавляющее большинство отобранных авторами имён не вызывает сомнений. А.Лемменс и С.Стоммельс руководствовались, как они пишут, заслугами художника, его устоявшимся местом в критике, изобразительными достоинствами работ, а также наличием достаточного количества материала для анализа. Подробные очерки посвящены Н.Альтману, И.Билибину, Е.Чарушину, А.Дейнеке, Е.Ивановской, И.Кабакову, В.Конашевичу, К.Кузнецову, В.Лебедеву, Э.Лисицкому, Т.Мавриной, Д.Митрохину, М.Митуричу, А.Пахомову, Н.Парэн, И.-Б.Рыбаку, Ю.Васнецову. При этом кажется странным, что не говорится отдельно о В.Алфеевском, Л.Владимирском, В.Дувидове, Н.Попове, Л.Токмакове и других, безусловно, очень известных графиках. Не упоминается также один из наиболее известных русских художников четвёртой волны эмиграции В.Радунский (см.: www.vladimirradunsky.com). Кроме него, есть и другие интересные графики — например, Алёша Блау, чьё оформление басен Эзопа можно увидеть в Интернете (см.:www.book2look.com/vBook.aspx?id=9783701720569&shoplinkNumbers=none), или Александр Райхштейн (см.: www.reichstein.name). А.Экстер. Разворот из книги-раскладушки М.Колмон «Panorama du fleuve» («Панорама реки»Разумеется, отбор всегда носит вкусовой характер.
Авторы исследования полагают, что на протяжении советского периода в русской детской книге прослеживается идеологическая подоплёка издательской и педагогической политики, связанная с социалистическим реализмом, культом личности И.Сталина, отношением Н.Хрущёва к новым веяниям в искусстве, учётом народности, патриотизма, милитаризма, интереса к труду простого человека и техническому прогрессу. В целом же оказывается, что, даже развиваясь в условиях изоляции и дефицита полиграфических средств, советская детская книжная иллюстрация открывала новые возможности изобразительности и постоянно оказывала влияние на отношение к Советскому Союзу в других странах. С перестройкой грань между работой в России и за рубежом начала стираться, а с 1992 года ситуация изменилась окончательно: на прилавках конкурируют работы иллюстраторов классических и современных, западных, восточных и российских, а тиражи определяют уже не идеологи, а рынок и покупательский спрос. И часто то новое и удивительное, что мы открываем сегодня, есть то старое, с чем мы не успели вовремя познакомиться. Книга голландских авторов, восстанавливающая историческую справедливость, не только помогает нам понять истинную просветительскую роль русской эмиграции, но и возвращает читателей в то детство, которое у них было или которое они пропустили.

Д.Штеренберг. Обложка собств. книги «Физкультура»


© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru