Январь 2010 года

31 декабря 2009

Альберт Цессарский. Фотография1 января — 90 лет со дня рождения Альберта Вениаминовича ЦЕССАРСКОГО (р. 1920), русского писателя, публициста, партизанского врача.

Альберт Цессарский прямо из института ушёл добровольцем — не просто на фронт, но в партизаны. Был врачом в легендарном отряде Медведева. Лечил великого разведчика Кузнецова и дружил с ним. Пренебрегая своими чёрными кудрями и весьма характерным профилем, сам ходил в разведку по оккупированным деревням. Но ни разу не попался и после войны стал жить, как все: воспитывать своих детей, работать врачом. Вечером писал книги, а в свободные дни много встречался с ребятами, рассказывал про войну. Книжки у писателя Цессарского или совсем «военные» — «Записки партизанского врача», «Засада», «Операция “Мост”», или про жизнь вообще — «Исповедь», «Испытание», «Пробуждение».
Ил. Л.Рубинштейна к книге А.Цессарского «О чём говорил мальчик»Самая известная, переизданная много раз, называется «О чём говорил мальчик». Это почти буквальная запись устных рассказов, которые получались у Альберта Вениаминовича так искренне, как будто он говорил не в пионерском лагере, куда приехал впервые, а в кругу давних друзей. Не стоит бояться анахронизмов — мелькнувших во вступлении упоминаний того самого пионерского лагеря и старшего вожатого. Нужно читать рассказы. Может быть, даже вслух — в каком-нибудь третьем или четвёртом классе. У нас очень мало писателей, которые смогли рассказать военную правду маленьким. Альберт Цессарский сумел это сделать, потому что знал границу допустимого, знал, как разбудить детскую душу, но не разрушить её непосильной жестокостью.

См. также: Подробнее о А.Цессарском
Ещё о А.Цессарском

2 января — 90 лет со дня рождения Айзека АЗИМОВА (1920-1992), американского писателя, популяризатора науки.

Обложка англ. изд. сб. рассказов А.Азимова «Я, робот»

Многие люди за всю свою жизнь не успеют прочитать столько книг, сколько успел написать Айзек Азимов. Книг без малого пятьсот, и лучшие из них — научная фантастика. Незадолго до смерти Азимову был даже официально присвоен титул «Гранд-Мастера» — «Великого мастера» этого жанра.
Айзек Азимов. ФотографияСейчас, глядя из другого века, можно смело сказать: главное счастье «Святого Айзека» состояло в том, что он был человеком своего времени. Престиж науки никаких сомнений не вызывал, а фантазия (и фантастика) при всём своём разнообразии резвилась исключительно в пределах человеческого опыта и знания: смешивала идеи, времена и образы, как ребёнок смешивает разноцветные кубики (у Ньютона — камушки). Мир вокруг ещё не казался таким зыбким, неуловимым, и новые сказки, совсем не научные, ещё не набрали силу. Слово «робот» звучало громче, чем слово «хоббит», а дети стремились в реальный космос и не сомневались в своём человеческом превосходстве.
Впрочем, всё вышесказанное отнюдь не означает, что бесчисленные книги Айзека Азимова устарели. Достаточно обратиться к биобиблиографическим материалам, посвящённым этому удивительному автору в нашем разделе «О писателях» (см.: АЗИМОВ АЙЗЕК), и даже малой толики перечисленных там изданий хватит для успешного отращивания новых извилин в молодом мозгу современного представителя человеческой популяции.

См. также: Произведения А. Азимова.
Подробнее об А.Азимове.
Ещё об А.Азимове.
Подробнее о творчестве А.Азимова

4 января — 225 лет со дня рождения Якоба ГРИММА (1785-1863), немецкого филолога, сказочника.

Ил. М.Майофиса к сказке братьев Гримм «Бабушка Вьюга»Пора открыть тайну: знаменитые братья Гримм существуют на самом деле в двух измерениях. Первое известно всем, потому что невозможно прожить на свете хотя бы пять лет и не узнать про милую Золушку, весёлых бременских музыкантов, бабушку Вьюгу и т.д. Но знаете ли вы, что эти очаровательные истории, обкатанные за века русским слогом на русский лад, только верхушка фольклорного айсберга, открытого «академиками народной сказки» (В.Келлер)?
Адекватная, приближенная к истокам коллекция, созданная трудолюбивыми братьями, содержит 200 текстов, и чтение в таком измерении может вас немало удивить. Якоб Гримм вообще считал, что исконно народные предания нужно записывать точно в том виде, в котором их рассказывают. Но первое издание «Детских и семейных сказок», появившееся в 1812 году, сильно шокировало читающую публику обилием «жестоких подробностей». Поэтому для второго издания младший брат Вильгельм сделал некоторую обработку, не нарушая, разумеется, основ повествования. Но даже в таком смягчённом варианте сказка, например, про Красную Шапочку (не путать с одноимённой сказкой Шарля Перро!) развивается примерно так. Ил. В.Чапли к сказке братьев Гримм «Король Дроздобород»Когда охотник обнаружил в бабушкином домике волка, он стал резать ему пузо ножницами. Заметил внутри яркую красную шапочку, разрезал как следует, девочка с бабушкой выпрыгнули на свободу, набили волчье брюхо камнями (зачем?!), и волк издох. Тогда бабушка подкрепилась пирогом, который принесла ей внучка, и стала здорова. К сожалению, через некоторое время другой волк принялся опять ломиться в избушку. Но бабушка была начеку. Она велела Красной Шапочке поставить под окном корыто с водой, в которой раньше варилась колбаса (!), волк учуял запах, прыгнул в корыто и утоп. С тех пор Красную Шапочку больше уже никто не обижал…
Огромные тома «подлинных» братьев Гримм издавались у нас за последние годы неоднократно. Это, конечно, очень полезно и поучительно. Только иногда немножко страшновато. Во всяком случае, ради маленьких детишек можно пожертвовать научной точностью и, как встарь, читать им добрые истории, прижившиеся в России со времён наших прапрабабушек.

См. также: Подробнее о братьях Гримм
Сказки братьев Гримм
Произведения братьев Гримм

В.Г.Ян. Фотография, конец 1940-х гг.4 января — 135 лет со дня рождения Василия Григорьевича ЯНА (наст. фамилия — Я н ч е в с к и й; 1875-1954), русского писателя, автора исторических романов и повестей.

«Я люблю три шума: шум моря, шум школы и шум типографских машин…» В этих словах — вся биография Василия Янчевского, путешественника, педагога и писателя. Он так хотел в море, что из гимназии даже попытался сбежать в Бразилию, а после окончания университета десять лет бродил по земле и плавал по воде, разглядывая, как говорится, в упор русский Дальний Восток, английскую глубинку, Среднюю Азию, Ближний Восток и всяческие страны Средиземноморья. Он так преподавал свою латынь в провинциальных «рассейских» школах, что ученики шли на урок, как на праздник. А писателем «В.Яном» стал после сорока, уже при советской власти, которую признал и принял.
Все исторические повести В.Яна — о справедливости. О борьбе за справедливость, о благородстве и человеческом достоинстве. Он был уверен, что история познаваема и показывал мир именно с таких позиций, скрупулёзно изучая исходный материал, наполняя каждую страницу множеством конкретных подробностей. Он написал своего «Спартака», соревнуясь с классическим текстом Р.Джованьоли, потому что хотел по-своему показать «самого замечательного парня во всей античной истории» (Карл Маркс). Его книги «Чингисхан» и «Нашествие Батыя», написанные перед началом войны, попали в эпицентр реального времени и читались самозабвенно. Ян мечтал рассказать об Александре Македонском, великом Авиценне и молодом, ещё зрячем Гомере. Но не успел.
Сын Василия Григорьевича вспоминает, что отец не все свои рукописи читал вслух даже для близких и домашних. Если предстояла сцена гибели городов и людей, писатель просил почитать кого-нибудь другого, потому что сам плакал.

См. также: Произведения В.Яна
Биография В.Яна
О книге В.Яна «Нашествие Батыя»
Ещё о В.Яне
Произведения В.Яна

5 января — 90 лет со дня рождения Николая Ивановича СЛАДКОВА (1920-1996), русского писателя.

Ил. Т.Капустиной к книге Н.Сладкова «Осиновый невидимка»Всё трёхтомное собрание сочинений Николая Сладкова можно было бы назвать «Записки наблюдателя». Он начал вести дневник природы, делать зарисовки и фотографии, ещё когда был городским небогатым мальчишкой и «фотоаппарат» приходилось «сочинять» из консервной банки. А после того, как сын токаря Коля Сладков попал в юннатский кружок (то есть — кружок юных Ил. Т.Капустиной к книге Н.Сладкова «Осиновый невидимка»натуралистов) и познакомился с Виталием Бианки, его судьба была решена. Ни война, ни долгая служба военным топографом не преградили путь к лесам и рекам, зверям и птицам, словам о природе и её фотопортретам.
Правда, понадобились годы, прежде чем Сладков отложил в сторону ружьё охотника и написал: «За всю жизнь я столько задолжал природе, что сейчас неловко у неё даже грибы брать». Пришвин Сладкова хвалил, Бианки называл своим наследником, детские издательства обильно выпускали сборники коротких «сказок-несказок» (В.Бианки), написанных очень просто и как будто без затей. А настоящие сказки только так и пишутся! Плывут, например, Заяц и Лиса в большое половодье на одном бревне, а подраться никак не могут: бревно сразу утонет… Или ещё того лучше: пристаёт месяц Октябрь к весёлому Зяблику, всё хочет напугать, застудить, прогнать… А Зяблику хоть бы что! Почему это? А потому…
Книги Николая Сладкова очень полезны детям.

См. также: Н.Сладков. Рассказы и сказки о природе
Биография Н.Сладкова.

6 января — 205 лет со дня рождения Александры Иосифовны (Осиповны) ИШИМОВОЙ (1805-1881), русской писательницы, переводчицы, издателя.

А.О.Ишимова. Портрет, конец 1870-х гг.

Пушкину надо верить. Если он сказал про Ишимову: «Вот как надобно писать!» — значит, так тому и быть. Впрочем, ни этих пушкинских слов, ни книги, по поводу которой они были сказаны, никто не вспоминал больше ста лет. Зато на волне постперестроечного энтузиазма, стремительной попытки обратиться к корням, «История России в рассказах для детей», несмотря на свой колоссальный объём, была выпущена в свет многократно. Случай, практически, беспрецедентный: с 1996-го по 2009-й эта книга переиздавалась ежегодно.
Самый большой и богатый (на сегодняшний день) вариант — девятьсот с лишним страниц, которые в 1999 году сделало издательство «Астрель». В этом очень удачном издании текст Ишимовой обильно и щедро украшен иллюстрациями, комментариями, словарно-справочными статьями и живёт, как книга в книге, как яркий камень в бархатном футляре.
Что же касается самого текста, написанного вслед за Карамзиным и объемлющего тысячу лет (с 862 года до смерти Александра I), можно только ещё раз повторить: Пушкину надо верить. Александра Иосифовна Ишимова рассказывает историю своей страны, как историю своей семьи. Пока другие охотятся за «объективностью», тасуя факты и даты каждый по-своему, она скромно и нежно повествует об одном — о том, как хорошо любить Родину.

См. также: Биография и творчество А.Ишимовой.
Подробнее об А.Ишимовой.

7 января — 85 лет со дня рождения Джеральда Малькольма ДАРРЕЛЛА (1925-1995), английского зоолога, писателя.

Джеральд Даррелл со страусом-альбиносом. Австралия, 1962 г. ФотографияЕсть некоторые факты и образы, мимо которых не может пройти ни один биограф Джеральда Даррелла:
— первое слово, произнесённое этим ребёнком, было на самом деле возгласом «zoo!», что означает «зоопарк»;
— писать первую книгу Даррелл начал исключительно от безденежья, чертыхаясь и сопротивляясь разумным советам старшего брата;
— первые победы этого человека по сохранению и восстановлению исчезающих видов животных есть не что иное, как строительство нового Ноева ковчега.
Теперь, выполнив обязательную программу, можно пересказать трогательный эпизод из истории дружбы писателя и его читателей. Когда совсем пожилой и очень знаменитый Даррелл вместе с женой посетил Советский Союз, местные друзья взяли и отвели его на московский Птичий рынок (ещё тот, что мяукал и стрекотал в центре города). Супруги пришли в восторг: жена пыталась скупить всех котят любой степени беспородности, а сам классик сидел посреди «Птички» под большим зонтом и щедро раздавал автографы бушующей толпе почитателей. Аудитория и атмосфера поразили заморских гостей той самой искренностью, о которой всегда мечтал автор «Ковчега на острове», «Сада богов», «Нового Ноя» и так далее, и так далее…
Любить зверей со временем становится значительно легче, чем любить людей. Поэтому у зверолюба Даррелла всегда были, есть и будут верные почитатели. Он оставил им богатое наследство: более тридцати книг и более сорока фильмов обо всём, что бежит, летит и лезет на дерево. Среди этого богатства есть одна сказка. Даррелл написал её специально для своей крестницы Дейрдры Александры Плэтт. Некоторым людям сказка «Говорящий свёрток» так нравится, что они считают её лучшей книгой великого Джеральда Даррелла.

См. также: Биография и творчество Дж.Даррелла
Произведения Дж.Даррелла
Подборка ссылок посвящённых творчеству Дж.Даррелла
Произведения Дж.Даррелла

Фоксик Дашенька. Рис. К.Чапека9 января — 120 лет со дня рождения Карела ЧАПЕКА (1890-1939), чешского писателя.

Карел Чапек. АвтошаржПро Карела Чапека нужно было бы рассказывать самым серьёзным голосом, потому что его лучшие пьесы и книги действительно были пророчеством и предсказанием тяжёлой участи человечества, не владеющего собой. Автор термина «робот» (говорят, подсказал старший брат Йозеф), автор «Войны с саламандрами» устрашающе современен. Эта самая «Война…», которую заслуженно считают разоблачением фашизма, вполне может служить учебником по проблемам социального и духовного происхождения сегодняшнего всемирного терроризма. Но дети прочтут об этом, если захотят, только в возрасте умных Фоксик Дашенька. Рис. К.Чапекаподростков. А пока такой возраст не наступит, они могут познакомиться с писателем совсем по-другому.
Карел Чапек был философом — и по образованию, и по сути. Он очень хорошо знал, что жизнь имеет много измерений и только поэтому всё ещё длится. Кроме предостерегающей «фантастики» для больших, добрый человек Чапек писал очень хорошие простые сказки и весёлые истории для маленьких детей. Особенно трогает и, наверное, даже умиляет совсем неожиданная книжка с картинками под названием «Дашенька, или Фоксик Дашенька. Рис. К.ЧапекаИстория щенячьей жизни». Картинки Карел рисовал сам, глядя, как подрастает его маленькая фокстерьерочка. В книжке таких Дашенек огромное количество, одна лучше другой.
Пророкам редко везёт. Чапеку повезло один раз, но сильно: когда гестаповцы пришли, чтобы хватать его и тащить, он уже умер. От простуды.

См. также: Подробнее о К.Чапеке
Произведения К.Чапека

12 января — 95 лет со дня рождения Вадима Сергеевича ШЕФНЕРА (1915-2002), русского поэта, прозаика.

Вадим Шефнер. ФотографияПовесть «Сестра печали» была переиздана буквально на днях, в 2009 году, и ещё раз напомнила о том, что у нас есть хороший писатель — Вадим Шефнер. Сестра печали — это война. События развиваются незадолго до её начала, потом на фронте, в блокадном Ленинграде и, наконец, после победы. Можно жить дальше, но всё главное уже не удастся забыть. Эта книга написана в 1960-х, когда Вадим Сергеевич Шефнер был совершенно сложившимся, опытным автором. Но и тогда, и сейчас каждая её страница кажется дневником очень молодого человека.
Разумеется, перед нами не автобиография, но бывает такая степень художественного чувства, когда не возникает вопрос, почему писатель всё знает про своего героя.
Именем этой повести издательство «Терра» озаглавило целый сборник, в котором присутствуют сочинения разных жанров. Фантастики совсем немного, всего четыре небольших рассказа. На самом деле автор, по его собственным словам, «ударился в фантастику» с большим удовольствием, и в старых изданиях её предостаточно. Никаких чрезвычайных фантастических изысков современный подросток там не найдёт, зато, как пишет комментатор, «рассказчик не устаёт едко и весело смеяться». Особенно нравится ему придумывать поэтов-неудачников, вдохновенных графоманов и «украшать» их «произведениями» свои рассказы.
При этом нужно понимать, что всю жизнь сам Вадим Шефнер был по преимуществу серьёзным поэтом. Впервые он опубликовал свои стихи в двадцать один год, а ровно через шестьдесят лет собственноручно отобрал наиболее достойные тексты для финального сборника с красивым названием «Архитектура огня». Дети здесь ни при чём. Но взрослые, окружающие детей, могут поучиться светлому спокойствию человека, который в глубокой старости заканчивает последнее стихотворение словами:

Как праздничен и необъятен
Тот мир, в котором мы умрём.
См. также: Подробнее о В.Шефнере
Произведения В.Шефнера

15 января — 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича ГРИБОЕДОВА (1795-1829), русского поэта, драматурга, дипломата, композитора, пианиста.

А.С.Грибоедов. Портрет, 1820-е гг. Худож. ГорюновКонечно, «Горе от ума» — великая пьеса.
Конечно, реальная жизнь каждого человека безмерно глубже и богаче любого сочинения. Но в случае Александра Грибоедова масштаб личности производит особое впечатление. Великолепный Чацкий мелькает в короткой, но огромной судьбе своего автора лишь коротким, ярким отражением в одном из множества зеркал.
Удивительной кажется обширность талантов Грибоедова в области изящной словесности, музыки и лингвистики. Старинной легендой звучит история его необыкновенной любви. Глубокое впечатление производят реальные факты его дипломатических заслуг перед государством и восторженные отзывы современников. Обаяние и душевную силу этого человека не могут отразить стандартные комментарии по поводу его хрестоматийной пьесы. Необходимо совсем другое чтение — книги о Грибоедове.
Их много. Если в отрочестве прочитать хотя бы Гершензона, Тынянова и Ходасевича, если пройти хотя бы часть пути за «одним из самых умных людей в России» (А.С.Пушкин) — школьные скелеты Скалозуба и Молчалина можно будет задвинуть в шкаф. А портрет молодого человека в маленьких, весьма современных очках повесить над своим письменным столом.

См. также: Биография и творчество А.Грибоедова
Ещё о А.Грибоедове

15 января — 85 лет со дня рождения Евгения Ивановича НОСОВА (1925-2002), русского писателя.

Евгений Носов. ФотографияКниги Евгения Носова написаны про войну и мир. Один из лучших в нашей литературе «военный» рассказ «Красное вино победы» солдат Носов не сочинял. Он просто рассказал про 9 мая, как рассказывают люди кому-то близкому о самых главных днях в своей жизни. Получилась не автобиография одного человека, а страница из автобиографии народа — общности людей, которую сегодня как будто стесняются упоминать вслух. Но писатель Носов в своих убеждениях и взглядах не сомневался. Внук деревенского кузнеца, мальчик, начавший военный путь в 18 лет, он твёрдо знал, о чём и как хочет говорить.
Когда в другом его очень знаменитом большом рассказе «Шопен, соната номер два» настоящий оркестр, по случаю оказавшийся в деревне, вдруг начинает прямо в избе, практически для одной старухи да её соседок играть трагическую классику, современный читатель, пожалуй, скривит губу. Но так могло быть, и было. Просто «старшой» в оркестре, прошедший войну «от А до Я», ничего больше не мог сделать для старой женщины, потерявшей всех.
Рассказы Евгения Носова о войне и послевоенном деревенском мире смогут прочитать подростки, если захотят и сумеют настроиться на мелодию неспешного, подробного, описательного повествования. А для тех, кто помладше, есть у писателя истории, которые для детей специально не предназначались, но очень для них годятся, и поэтому были неоднократно напечатаны в детских издательствах. Вот мальчишка нахлёстывает коня, пытаясь догнать радугу, которая потихоньку уплывает вдаль… Вот рыбак и маленькая птичка зимородок сидят у воды — то ли каждый отдельно, то ли оба вместе… Вот огромный белый гусь, драчун и забияка, раскрывает под ударами грозы и града огромные крылья, чтобы спрятать под ними своих гусят…
Писатель Евгений Носов был другом писателя Виктора Астафьева. Взрослым, читающим русские книги, это сразу говорит о многом.

См. также: Рядом с Е.Носовым
Произведения Е.Носова

19 января — 110 лет со дня рождения Михаила Васильевича ИСАКОВСКОГО (1900-1973), русского поэта.

Михаил Исаковский. ФотографияПесню про Катюшу смело можно считать вторым гимном Советского Союза. Но если бы не твёрдый характер композитора Матвея Блантера, у нас, может, и не было бы этой знаковой, народной и международной песни. Оказывается, Исаковский во время короткого первого знакомства просто показал Блантеру сочинённые когда-то четыре строчки и занялся другими делами. «Расцветали яблони и груши, / Поплыли туманы над рекой. / Выходила на берег Катюша, / На высокий на берег крутой…» — прочёл композитор и сразу понял, какая счастливая находка у него в руках. Он тут же помчался в Ялту, где отдыхал тогда Михаил Васильевич, и буквально заставил написать продолжение. Первый раз «Катюша» прозвучала в 1938 году и сразу стала своей во всех концах огромной страны, будто всегда там жила.
Это вообще отличительная черта стихов Михаила Исаковского. Деревенский мальчишка, никаким литературно-художественным тонкостям специально не обученный, он много раз находил слова, которые требовали музыки. А когда люди начинали петь, им казалось, что они давно знают и помнят каждую строчку. «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Ой, цветёт калина», «В лесу прифронтовом»… — многие годы эти песни были для всех не украшением или забавой, а частью жизни.
Существовали, конечно, и другие тексты. Например, стихотворение могло называться «Я в жизни всем тебе обязан», и название уточнялось посвящением: «Нашей Партии». Кто теперь помнит эту «дань времени»?
Детским поэтом Михаил Исаковский не был. Но среди его произведений, ставших песнями, есть одно особенное. Трудно поверить, что это сочинил «дяденька» — мужчина, позволивший себе прошептать вслух такие слова. Эту «Колыбельную» всегда поёт женский голос, переполненный нежностью:

    …Завтра проснёшься — и ясное солнце
    Снова взойдёт над тобой…
    Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
    Спи, мой звоночек родной…

Для автора таких слов мало даже звания Героя и четырёх орденов Ленина, которыми наградила поэта Исаковского советская власть.

См. также: Песни М.Исаковского
Произведения М.Исаковского

19 января — 145 лет со дня рождения Валентина Александровича СЕРОВА (1865-1911), русского художника.

В.А.Серов. Портрет девочек Н.А. и Т.А. Касьяновых. 1907 г.В.А.Серов. Портрет Юры Морозова. 1905 г.У нас нет формального повода приветствовать Валентина Серова на этом сайте — кажется, он никогда не делал иллюстраций к детским книгам. Однако Валентин Серов так рисовал детей, что промолчать в день его юбилея практически невозможно.
Отсылать современных взрослых к «детским» работам Серова немножко боязно: заглянув в глаза Ляли и Коли Симонович, дочерей Боткина или девочек Касьяновых, успешный топ-менеджер или креативный директор может сбиться с темпа. Он вдруг поймёт, что никогда не видел собственных детей.
Специального сборника «Дети Серова», к сожалению, нет. Но в многочисленных альбомах репродукций прячутся, кроме «Девочки с персиками» и «Мики Морозова», великолепная работа «Дети», Юра Морозов, Саша Серов, Миша Серов и даже юный граф Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов…

См. также: Ещё о В.Серове
Ещё о жизни и творчестве В.Серова
Подробнее о В.Серове

20 января — 100 лет со дня рождения Джой АДАМСОН (1910-1980), австрийской писательницы, художницы, учёного-натуралиста.

Пиппа и Джой. ФотографияРеальная жизнь и лучшая книга Джой Адамсон стали символом нового этапа в отношениях людей и животных. Долгие века одни других просто убивали, потом тоже убивали, но хотя бы изучали, а теперь пытаются «склеить вазу» — вернуть природе её зверей. С тех пор, как дельтапланеристы принялись учить инкубаторных журавлей летать клином, стало ясно, что поворот в сознании общества состоялся.
Джой Адамсон была одной из первых (или вообще первой), кто осознал и попытался осуществить новые принципы общения с природой. Ей удалось выкормить, вырастить, вернуть в естественную среду настоящую львицу, а потом написать трилогию: «Рождённая свободной», «Живущая свободной», «Свободные навсегда». Далее последовали другие подобные эксперименты (например, с гепардом), другие книги и широкая природозащитная деятельность.
Адамсон искренне считала своё дело главным. Когда в Москве (ещё в советские времена) она увидела, в какой клетке сидит гепард, она сначала разрыдалась, а потом незамедлительно написала два письма: советскому правительству и в Организацию Объединённых Наций.
К сожалению, клетку гепарду тогда так и не поменяли.

См. также: Пятнистый Ветер — cайт о гепардах
Произведения Дж.Адамсон

20 января — 115 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича ВАСИЛЕНКО (1895-1966), русского писателя.

Ил. И.Харкевича и Б.Винокурова к повести И.Василенко «Артёмка»

В мировой литературе, в частности — детской, есть немало писателей, которые взялись за перо только в силу экстремальных обстоятельств, когда были лишены возможности «просто жить». Тюрьма, изгнание, болезнь — очень сильные «литературные агенты».
Иван Василенко стал писать после сорока лет, когда жесточайший туберкулёз уложил его в постель. Удалось всё — и выздороветь, и стать известным автором детских книг. Особой популярностью пользовалась вполне приключенческая и динамичная история простого парнишки, сына сапожника Артёмки Загоруйко, которая развернулась в четырёх повестях: «Волшебная шкатулка», «Артёмка в цирке», «Заколдованный спектакль», «Золотые туфельки». А написанная во время войны повесть «Звёздочка» очень наглядно и очень поучительно рассказывала про мальчишек-ремесленников (учеников ремесленного училища), которые самоотверженно работали в тылу для фронта и победы.
Фамилию «Василенко» очень хорошо произносить вслух: она звучит звонко и даже весело. В сущности, так и есть: несмотря на любые проблемы и трудности, в своих книгах Иван Дмитриевич неизменно остаётся оптимистом, а его герои всегда находят выход из положения.

См. также: Подробнее о И.Василенко
Произведения И.Василенко

24 января — 110 лет со дня рождения Рене ГИЙО (1900-1969), французского писателя.

Ил. А.Сабо к повести Р.Гийо «Белая грива»Ил. А.Сабо к повести Р.Гийо «Белая грива»Типичная, к сожалению, ситуация: у себя на родине Рене Гийо — один из самых уважаемых детских писателей, лауреат множества премий, в частности — обладатель Международной Золотой Медали имени Х.К.Андерсена, автор более полусотни книг для ребят разного возраста, а у нас Рене Гийо — автор одной-единственной маленькой книжечки, переведённой в начале 1980-х, и ещё двух учебных адаптированных изданий для чтения на уроках французского.
Трудно судить, что мы потеряли от «непереводов» других книг. Можно только констатировать: повесть «Белая грива» очень трогательная и очаровательно старомодная. Конечно, не все мальчики 1900-го года рождения сумели остаться романтиками вплоть до второй половины XX века, но мсье Гийо это удалось. Конь у него в книжке безупречно белый, мальчик — добрый и смелый, хозяин — жадный и грубый, а последняя глава называется «Как в прекрасном сне». И это вам не какой-нибудь пластмассовый хэппи-энд. Это мальчик и прекрасный конь по-настоящему тонут в большой реке, уйдя от погони злых и несправедливых людей.
«…Вода тихо струилась по его лицу. Он [мальчик] закрыл глаза. Легко, как в прекрасном сне…»


25 января — 190 лет со дня рождения Энн (Анны) БРОНТЕ (1820-1849), английской писательницы.

Ил. Ю.Игнатьева к роману Э.Бронте «Агнес Грей»В XIX веке в Англии появился особый литературный термин: «governess novel» — «роман о гувернантках». Именно с такого произведения начала свой путь в литературу самая младшая из сестёр Бронте.
Путь оказался недолгим. Осталось два романа: «Агнес Грей» (про гувернантку) и «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» (про женщину с непростой судьбой). Ещё осталось 54 стихотворения, да в музее сестёр Бронте, который открылся в 1928 году, скромные мелочи: принадлежности для вышивания, брошь и носовой платочек, принадлежавшие лично Энн.
А писала она так: «Все правдивые истории содержат мораль, хотя порой клад этот погребён очень глубоко и откопать его удаётся не сразу, после чего он оказывается столь скудным, что иссохшее ядрышко не оправдывает усилий, потраченных на то, чтобы расколоть скорлупу. Такова ли моя история, судить не мне… Надёжно укрытая безвестностью, прошедшими годами и вымышленными именами, я не страшусь откровенно поведать читателям о том, чего не открыла бы самой задушевной подруге…»
Энн Бронте очень надеялась, что читатель сумеет «извлечь пользу, постигнув чужое сердце».

См. также: Подробнее о сёстрах Бронте
Произведения сестёр Бронте

29 января — 150 лет со дня рождения Антона Павловича ЧЕХОВА (1860-1904), русского писателя.

А.П.Чехов. Фотография, 1897 г.«Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась?
Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.
День начался с того, что её хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завёрнутую в красный платок, и крикнул:
Ил. Г.Спирина к рассказу А.Чехова «Каштанка»— Каштанка, пойдём!»
Через несколько строчек пьяненький Лука Александрыч начнёт бормотать: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра…»
Если остановиться на минуту и, никуда не спеша, почитать Чехова даже в самом простом и скромном детском издании, а потом взять в руки почти любую современную книгу, слова пьяненького Луки Александрыча прозвучат, как самый точный литературоведческий приговор: современное массовое сочинительство рядом с творчеством Антона Чехова — это и есть «плотник супротив столяра».
Отгремит нынешний «круглый» юбилей, который все дружно отпразднуют, но на следующий день, год и век нужно будет опять всеми силами добиваться встречи детей с Чеховым, потому что речь идёт о жизненно важной, незаменимой «прививке» искусства на русском языке.

См. также: Произведения А.Чехова
Творчество А.Чехова
Ещё о А.Чехове
Подробнее о А.Чехове

30 января — 110 лет со дня рождения Исаака Осиповича ДУНАЕВСКОГО (1900-1955), советского композитора.

«Песня о весёлом ветре» исполнялась в кинофильме «Дети капитана Гранта», а «Школьный вальс» — в школе. Но у композитора Дунаевского вообще нет песен, непригодных для детей. Его мелодии нужны детскому слуху и духу, потому что это мелодии роста. Уже давно совершенно неважно, что вдохновляло автора: любовь, государственный заказ или трогательные превращения почки в зелёный лист. Осталось то, что осталось: энергия созидания, одинаково необходимая любому времени. Имеется даже наглядный пример — простой, но убедительный.
Впервые музыка к замечательному кинофильму о детях капитана Гранта была написана в 1936 году. А ровно через полвека, в году 1986-м, появился большой телесериал «В поисках капитана Гранта» — работа крепкая и вполне современная. Композиторов в титрах указано целых три: Исаак Дунаевский, Максим Дунаевский и Игорь Кантюков. Пусть все будут здоровы, пусть все зрители всем музыкантам всегда говорят спасибо, пусть…
Но слышно с экрана одного Исаака Осиповича.

Музыкальная строчка И.Дунаевского
См. также: Подробнее о И.Дунаевском
Песни И.Дунаевского


Над календарем работали —



© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru