Ноябрь 2009 года

30 октября 2009

2 ноября — 55 лет со дня рождения Льва Григорьевича ЯКОВЛЕВА (р. 1954), русского поэта, публициста.

На самом деле список художественных ипостасей Льва Яковлева можно значительно расширить: он ещё и прозаик, литературный критик, издатель, руководитель Творческого объединения «Чёрная курица»… Короче говоря, деятель в области современной детской литературы. Наиболее охотно и часто Лев Григорьевич выступает в качестве составителя сборников, предпочтительно — юмористических. Он уже коллекционировал для детей «детские анекдоты», частушки, «дразнилки», «обожалки», в пору расцвета «Чёрной курицы» стал отцом большого разнообразного сборника «Ку-ка-ре-ку», принял самое активное участие в создании серии издательства «Белый город» «Весёлые истории весёлых писателей». Совсем недавно, год назад, случилась очередная удача Яковлева-составителя: вышел в свет довольно объёмистый томик стихов и сказок об игрушках под названием «Ванька-встанька».
Был, правда, момент, когда Лев Григорьевич чуть не ушёл в фантасты. Вместе с сыном Петром он выпустил две книжки в жанре фэнтези — «Серк и Пророчество» и «Серк и Двойной Жезл». Там дело тоже не обошлось без доступного детям юмора и свободного современного словотворчества: вместо летающих тарелок курсировали «летающие лепёшки», а на пути читателя встречались «ушлые фуфлики» и «гороподобные горры».
Ил. Л.Лукьяновой к стихотворению Л.Яковлева «Я»Стихи у поэта Яковлева очень уверенные. Когда-то он написал:

    Решил я стать поэтом,
    Давно мечтал об этом…

Если добавить к решимости немножко здоровой творческой иронии, получится то, что вы видите прямо на боку воздушного шара, на картинке из книжки Л.Яковлева «Ходит дом ходуном». Буквы слишком мелкие? Сейчас перепечатаем крупно:

    Я красив, как шар воздушный!
    Я силён, как самосвал!
    Я, конечно, самый лучший,
    Самый громкий самохвал!

См. также: Лев Яковлев: «Детские писатели не хотят быть авторами»

3 ноября — 80 лет со дня рождения Вильяма Фёдоровича КОЗЛОВА (1929-2009), русского писателя.

Когда началась война, будущему писателю Козлову было 12 лет, и он гостил в деревне у бабушки. Попытался вернуться домой, но оказалось, что город Великие Луки оккупирован, и семья эвакуировалась в неизвестном направлении. Тогда мальчик отправился её искать. И нашёл. Проехал и прошёл беспризорником полстраны до самого Урала и вдруг встал перед мамой не просто так, а с подарками. Он привёз ей две буханки хлеба и хромовые сапоги, которые по дороге выиграл в карты.
Ил. С.Острова к повести В.Козлова «Юрка Гусь»Через много-много лет, в день 75-летнего юбилея, корреспондент спросил у писателя Козлова, какую из своих весьма многочисленных книг он считает самой удачной. Вильям Фёдорович ответил совершенно твёрдо: «“Президент Каменного острова”. В ней мне хотелось рассказать о ребятах, обожжённых войной, детдоме, как они создали свою республику… Почему я не стал ни вором, ни шпаной? Да потому, что все мерзости и ложь во имя корысти, наживы, когда, не моргнув глазом, можно растоптать человека, были для меня отвратительны. Всю жизнь я с детства был окружён мужчинами. Видно, кто был трус, кто смелый. Я тянулся к смелым людям».
А он и был смелым человеком. Когда к нему, уже совсем пожилому, вломились в деревенский дом трое грабителей с ножом, он не только вышвырнул их вон, но одного даже задержал. И мальчишки в его детских книжках тоже не трусы и не слабаки. Недаром один из критиков сказал, что любимый герой писателя Козлова — «свой среди своих».
Детским писателем Козлов был только поначалу, по молодости, и среди его литературного наследства (более пятидесяти наименований) повести и рассказы для детей занимают место, скромное по объёму, но существенное по смыслу. «Юрка Гусь», «Гость из леса», «Витька с Чапаевской улицы», «Копейка» были в своё время вполне востребованы, а «Президент…» и его продолжение — «Президент не уходит в отставку» — действительно пользовались популярностью.

См. также: Биография и произведения Вильяма Козлова

5 ноября — 80 лет со дня открытия Московского планетария (1929)…

…и 15 лет с момента его закрытия (1994).
Сейчас московское правительство, которое взяло, наконец, реконструкцию объекта в свои руки, обещает открыть Московский планетарий в 2010 году. Хочется верить…
Впрочем, верить в здравый смысл становится всё труднее. После того, как астрономия в школе перестала быть обязательным предметом, и даже учебники по астрономии исключены из реестра рекомендованных, что остаётся современному российскому ребёнку, если он вдруг поднимет глаза к небу? Что — по нынешним временам — ему положено там увидеть?
Остаётся надеяться на отдалённых потомков Джордано Бруно, которые не сдаются. Вот в нынешнем сентябре, в хорошую погоду, Обсерватория МГУ пускала к своим учебным телескопам всех желающих людей с улицы. А на порог выкатили здоровенный экран, и умные мальчики рассказывали народу о том, что Земля круглая. А в толпе, потому что желающих приобщиться была именно толпа, так вот, среди этой очарованной толпы ходили, как бродячие просветители в давние времена, вольные астрономы-любители со своими личными «супербиноклями» и прочими увеличительными делами. И давали незнакомым людям подержать приборы в руках, посмотреть на небо, ахнуть, придти в восторг. И не боялись, что оптика, которая стоит иногда дороже автомобиля, может грохнуться на асфальт и разлететься вдребезги…
2009 год объявлен во всём мире Международным годом астрономии. Это случилось потому, что четыреста лет тому назад Галилео Галилей первым из всех людей посмотрел на небо в телескоп.
У нас телескопа нет. Есть только список книг по астрономии. Он не очень большой, но книги — хорошие (см.: Избранное: Познавательные книги: Астрономия).

См. также: Сайт Московского планетария

5 ноября — 70 лет со дня рождения Валерия Алексеевича АЛЕКСЕЕВА (р. 1939), русского писателя.

«Прекрасная второгодница» — наиболее известная повесть Валерия Алексеева — переиздавалась много раз. Наконец, в 2000 году, почти через двадцать лет после первого появления в печати, книжка попала в серию одного из московских издательств, которая называется «Любимые книги девочек». Этот новый адрес заслуживает некоторых размышлений и довольно внятно говорит об эволюции читательского восприятия. Если в начале восьмидесятых главный герой «…Второгодницы» благородный отличник Игорь Шутинов должен был восприниматься как серьёзный образец для подражания, то сегодня история Игоря и Сони Мартышкиной, пожалуй, и вправду может претендовать только на роль «переживательного» чтения для старшеклассниц.
Обложка книги В.Алексеева «Повести» (М.: Дет. лит., 1989). Худож. А.ТамбовкинДело не в том, что стилистика текста кажется старомодной. Дело в том, что жизнь повернулась. Прагматичные рассуждения «мартышкиных» родителей, долженствовавшие вызывать брезгливость, стали повседневной нормой. Романтически-рыцарский настрой умного Игоря вызывает улыбку. Автор книжки давно уехал в Германию… Вот разве что проблема «иногородних», штурмующих Москву, стала ещё актуальнее.
Педагог по образованию, Валерий Алексеев писал не только «подростковую» прозу, но и произведения с уклоном в фантастику. Например, когда Джоан К. Ролинг была ещё совсем молоденькой, а про Хогвартс никто и слыхом не слыхивал, наш собственный, отечественный шестиклассник Андрей (тоже, кстати, второгодник), наделённый необычными способностями, уже учился в необычной школе. Школа пряталась в сибирской тайге, была накрыта огромным куполом, и учителя там были — инопланетяне. Вся эта вполне милая придумка называется «Проект АЦ», и каждый желающий может сию же минуту скачать её из Интернета.

См. также: Сайт, посвящённый творчеству Валерия Алексеева

7 ноября — 80 лет со дня рождения Ричарда Николаевича ВИКТОРОВА (1929-1983), советского кинорежиссёра, сценариста.

Опять нужно поговорить о космосе. На этот раз в ключе ностальгическом, потому что лучшие работы режиссёра Ричарда Викторова — ровесники сегодняшних пап и мам, звёздный привет из далёких 1970-х. «Герои кинокартин “Москва — Кассиопея”, “Отроки во Вселенной” и “Через тернии к звёздам”», — утверждает OZON, — почти двадцать лет держали в напряжении подростков всего Советского Союза. Это было похоже на массовое помешательство. Никогда со времён полёта Гагарина, космос не казался таким близким, а контакт с инопланетянами столь реальным». Правда-правда, всё так и было: в газетных киосках продавались открытки с репродукциями картин космонавта А.Леонова, журнал «Техника — молодёжи» проводил конкурс на лучшее изображение звёздных пространств, а когда Ричард Николаевич получал очередной приз за один из своих фильмов, по телевизору шла трансляция стыковки кораблей «Союз — Аполлон», и каждый третий школьник хотел быть космонавтом.
Кадр из фильма «Отроки во Вселенной». Реж. Р.Викторов. СССР, 1975Да что там школьники! Когда после первых двух картин задумывалась третья, сценарий вместе с режиссёром Викторовым стал писать сам Кир Булычёв, а музыку — великолепный Алексей Рыбников. И уж конечно, не только дети влюбились в инопланетянку Нийю, которую так неожиданно и неотразимо сыграла Елена Метёлкина.
Теперешние юные зрители (те, что помладше) тоже с удовольствием смотрят, как симпатичные мальчишки и девчонки преодолевают вызовы «игрушечного» космоса. А прямые потомки создателей любимого старого кино мечтают продлить его жизнь. И уже существует новая версия фильма «Через тернии к звёздам»: сын режиссёра Викторова позаботился о некотором сокращении, цифровой обработке и восстановлении цвета, а сын композитора Рыбникова написал новую музыку.

См. также: Сайт, посвящённый творчеству Ричарда Викторова
Фильмография Р.Викторова
Валентин Мельников. Воспоминания о Ричарде Викторове

8 ноября — 120 лет со дня рождения Сергея Павловича БОБРОВА (1889-1971), русского писателя, переводчика, автора научно-популярных книг.

Свою долгую жизнь Сергей Павлович Бобров провёл среди занятий самых разнообразных, уделив литературному творчеству только часть отпущенного ему таланта. Он был музыкантом, учёным-математиком, экономистом, статистиком, а учился при этом в Московском училище живописи и ваяния и Московском археологическом институте. Во всех перечисленных областях Сергей Бобров достиг значительных успехов (кроме, кажется, археологии). Даже в детскую литературу он вошёл в двух ипостасях: перевёл сказки Шарля Перро и написал две огромные книги по математике. Их принято называть научно-популярными, но это не совсем так.
Ил. И.Архипова и Ю.Киселёва к книге С.Боброва «Архимедово лето»«Из-за пышной, блестящей и шумливой зелени с берега было хорошо видно, как уходит вдаль, неторопливо извиваясь на широких поворотах, тонкая голубоватая и серебристая лента реки…» — так начинается «Архимедово лето». Потом будет мудрый дедушка Тимофей Иринархович, целая компания мальчиков и девочек, которые летом больше всего любят позаниматься математикой, а в своих разговорах запросто упоминают имена Леонарда Эйлера и Эмилии Шателэ, будет почти 400 страниц неспешного повествования, где редкие иллюстрации перемежаются частыми формулами, графиками и чертежами. Так представляли в 1959 году разговор с детьми о науке.
Другая «математико-увлекательная» книга Сергея Боброва «Волшебный двурог, или…» (дальше ещё семь строк названия) была впервые издана в 1949 году и превосходит «Архимедово лето» на 100 страниц. Она действительно пользовалась спросом, неоднократно переиздавалась и, вполне возможно, сегодня тоже кого-то увлечёт. Последняя строка её старомодно-затейливого названия предупреждает, что перед вами удивительная книжка, «которую надлежит читать не торопясь».

См. также: Биография С.П.Боброва
Ещё о С.Боброве

9 ноября — 95 лет со дня рождения Павла ВЕЖИНОВА (наст. имя — Никола Делчев Г у г о в; 1914-1983), болгарского писателя.

Самая знаменитая повесть Павла Вежинова «Барьер» была написана давно — тридцать лет и три года тому назад. Тогда на очень многих читателей, особенно молодых, она произвела ошеломляющее впечатление: массовая аудитория ещё не привыкла к тому, что ирреальное и реальное — это всего лишь две стороны одной и той же человеческой жизни. Молодая Доротея, которая читала чужие мысли и летала просто так над землёй, ещё числилась в разряде безумных. А её старший друг, усталый знаменитый композитор Антоний, так и не смог найти в себе силы, чтобы принять это чудо, как подарок судьбы. Может быть, именно поэтому Доротея погибла, а вместе с ней исчезла надежда на счастье.
Кадр из фильма «Барьер». Реж. Х.Христов. Болгария, 1979История, в которой персонажи используют в качестве обращения слово «товарищ» (Болгария, 1976 год) и, тем не менее, реально взлетают в небо, оказалась настолько волнующей, что главную мужскую роль в одноимённом фильме (1979 год) согласился сыграть Иннокентий Смоктуновский.
Если современные старшие подростки сумеют понять, что Павел Вежинов писал не о паранормальных явлениях, а о душевной человеческой косности и трусости, то тогда эта маленькая старая повесть и сегодня будет им впору.

См. также: Произведения П.Вежинова
Ещё о П.Вежинове

10 ноября — 250 лет со дня рождения Иоганна Фридриха ШИЛЛЕРА (1759-1805), немецкого поэта, драматурга, философа, историка.

Фридрих Шиллер. ПортретОказывается, у этого человека были голубые глаза и почти рыжие — во всяком случае, золотистые — волосы. А когда он был ещё маленьким, то хотел стать пастором, чтобы объяснять всем людям, как надо жить. Он забирался на табуретку, вместо сутаны заворачивался в большой чёрный передник и начинал говорить свои детские слова, которые считал проповедью. Если бы кто-нибудь тогда сказал, что слова этого человека через двести лет станут гимном всей Европы, родители и соседи маленького забавного Фридриха, наверное, рассмеялись бы или рассердились.
Ода «К радости» родилась, когда Фридриху Шиллеру исполнилось двадцать пять. Стихи сразу стали чрезвычайно популярны, и среди других восторженных читателей оказался пятнадцатилетний мальчик — Людвиг ван Бетховен. Он сразу сказал, что мечтает написать музыку на эти стихи, но не знает — какую. Понадобилось почти сорок лет, понадобилась вся трагическая и героическая жизнь Бетховена, чтобы ода «К радости» стала финалом его Девятой симфонии, и впервые за всю историю музыки в этом строгом жанре вместе с оркестром прозвучали человеческие голоса.
В 1972 году призыв Шиллера и Бетховена — ода «К радости» — был избран Гимном Европейского союза. Маленькая капля романтики в море неразрешимых современных проблем…
Перечислять многочисленные литературные шедевры Иоганна Фридриха Шиллера здесь неуместно. Достаточно сказать, что он заслужил славу «немецкого Шекспира». А когда умер (прожив всего 46 лет), в его бумагах нашли не только множество ещё не опубликованных стихотворных строк, но и сюжеты двадцати пяти трагедий и драм.
Серьёзный исследователь и знаток европейской культуры Мария Валентиновна Ватсон написала в конце XIX века: «В Шиллере соединилось всё то, что у большинства лиц является врозь. Он был одновременно прекраснейший, добрый человек, сильный, энергичный характер, глубокий мыслитель и великий поэт».

См. также: Произведения Ф.Шиллера
Подробнее о Ф.Шиллере
Ещё о Ф.Шиллере

12 ноября — 80 лет со дня рождения Ролана Антоновича БЫКОВА (1929-1998), русского актёра, режиссёра.

Кадр из фильма «Айболит-66». Реж. Р.Быков. СССР, 1967. В роли Бармалея — Р.БыковДетский кинематограф Ролана Быкова может составить отдельную творческую биографию. Главные актёрские победы мастера — это, разумеется, кот Базилио из «Приключений Буратино», Бармалей из «Айболита-66» и совершенно прекрасный «обычный человек» Павел Васильевич Колпаков, благодаря которому старый фильм «про пионеров» «Звонят, откройте дверь» превратился в произведение искусства. Режиссёрские работы Ролана Быкова, обращённые к детям, тоже все как на подбор без единого промаха: «Внимание, черепаха!», «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Айболит-66», «Чучело».
О двух последних хотелось бы сказать особо.
Ролан Быков в окружении детей. ФотографияОчень редко в кино удаётся сохранить дух книги. Не сюжет, не набор персонажей, а именно дух, душевную мелодию, ради которой и писались слова. Ролан Быков одержал две прекрасные победы в двух совершенно разных, почти не сопрягаемых киножанрах. Он создал «детскую драму» по повести Владимира Железникова и ослепительную комедию по мотивам стихов и прозы Корнея Чуковского. Если кто-нибудь когда-нибудь ещё раз начнёт спорить о возможности экранизации как таковой, используйте в качестве неопровержимого аргумента «за» счастливый пример Ролана Быкова.

См. также: Подробнее о Р.Быкове
Фильмография Р.Быкова
Ещё о Р.Быкове

Юный Михаэль Энде. Фотография12 ноября — 80 лет со дня рождения Михаэля Андреаса Гельмута ЭНДЕ (1929-1995), немецкого писателя.

«Кто никогда не просиживал над книгой день напролёт, не помня, обедал ли —
Кто никогда не читал тайком под одеялом при свете фонарика, потому что электричество уже выключили, чтоб вам выспаться —
Кто никогда не лил горьких слёз из-за того, что волшебная повесть подошла к концу и приходится расставаться с героями —
Кто ничего этого не знает из собственного опыта, тому никогда не понять того, что сделал Бастиан…»
А что сделал Бастиан? Он украл. Украл книгу. Просто взял и унёс из книжной лавки, утащил в своё убежище — на старый чердак. И случилось это как будто само собой, потому что прекрасная книга была в шёлковом переплёте цвета тёмной меди, потому что она называлась «Бесконечная Книга» и потому что он должен был прочесть её любой ценой…
Михаэль Энде стал знаменит ещё до появления «Бесконечной Книги». После того как вышла в свет его первая история для детей «Джим Пуговка и машинист Лукас», читатели влюбились в бывшего актёра и молодого писателя. Ещё бы! Не каждый день тебе рассказывают о том, как настоящего живого ребёночка прислали прямо по почте в обыкновенной, можно сказать, посылке. Оказалось, что эта чудесная история — только маленькая репетиция. Настоящие чудеса Михаэля Энде были ещё впереди. Вот девочка Момо, которая идёт по городу с большим подсолнухом и круглой черепахой в руках, умеет, оказывается, возвращать людям украденное у них время. А толстый увалень Бастиан и вовсе попадает «внутрь» удивительной книги, становится участником невероятных приключений в таинственной стране Фантазии и возвращается в «простую жизнь» буквально другим человеком — поумневшим и подобревшим.
Михаэль Энде. ФотографияБывают несчастные авторы, которые фантазируют нарочно, тужатся изо всех сил. Для Михаэля Энде фантазия была естественным умением и свойством с самого детства. «Тем, что я воспринимаю мир, как нечто таинственное, — говорил писатель, — я обязан своему отцу». Да, Эдгар Энде, один из первых в Германии художников-сюрреалистов, не просто много беседовал со своим сыном. Он учил его чувствовать «неосязаемую реальность мира».
Сын оказался хорошим учеником. Когда во второй половине XX века массовый читатель, безумно уставший от первой его половины, растерянно смотрел по сторонам, навстречу ему вышел добрый сказочник, сумевший доказать, что на самом деле ещё вовсе не ENDE, то есть — не конец. Все книжки продолжаются, пока ты их читаешь, а жизнь — пока живёшь.

См. также: ЭНДЕ МИХАЭЛЬ АНДРЕАС ГЕЛЬМУТ
Произведения М.Энде
Ещё о М.Энде

Мичио Мадо. Фотография16 ноября — 100 лет со дня рождения Мичио МАДО (р. 1909), японского поэта, обладателя Международной Золотой Медали им. Х.К.Андерсена.

Если бы можно было быстро-быстро добежать до Японии, я хотела бы в день столетнего юбилея Мичио Мадо встать под его окном с охапкой белых хризантем, хотя почти ничего не знаю про этого человека.

    Молоденький —
    Листок — в рамке своего контура.

    Прозрачный —
    Листок — в рамке из воздуха.

    Наивный —
    Листок — в рамке Вселенной.

    Трепетный —
    Листок — в рамке Времени.

    Из-за всех этих рамок
    Позову его тихо:
    — Листо-о-ок!

Это — стихотворение для детей. Во всяком случае, в Японии думают именно так и считают Мичио Мадо классиком японской детской литературы. Сначала он был инженером, но, насмотревшись на нелёгкую жизнь ребятишек на острове Тайвань (который до 1945 года был японской колонией), стал сочинять колыбельные и потихоньку превратился в профессионального поэта. За долгие годы жизни Мичио Мадо выпустил множество стихотворных сборников. Сейчас мы перечислим несколько названий, и вам сразу захочется выучить японский: «Песенки фасоли», «Песенки вещей», «Песенки животных», «Песенки растений», «Песенки человека», «Песенки Вселенной»… Одну из этих книжек японская императрица Мичико перевела на английский язык, а проиллюстрировал издание художник Мицумасо Анно, который так же, как Мичио Мадо, является лауреатом премии Андерсена.
По-русски целой книжки до сих пор нет. Есть четыре стихотворения, которые в 1994 году перевёл для журнала «Мурзилка» Юрий Коваль; есть новый (2007 года) мультфильм «Солнце — жёлтый жираф», где среди детских стихов из разных стран присутствуют строчки Мичио Мадо; есть, наконец, небольшая заметка на сайте Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, где тоже цитируются стихи этого, наверное, замечательного поэта.

Огата Корин. Веер с изображением осенних трав. XVIII в.

19 ноября — 85 лет со дня рождения Михаила Павловича КОРШУНОВА (1924-2003), русского писателя.

Михаил Коршунов. ФотографияПисатель Коршунов сразу пошёл в писатели — вернувшись с фронта, поступил в Литературный институт имени А.М.Горького. И детским писателем он тоже стал сразу и навсегда: рассказы в «Мурзилке» и «Пионере» в конце сороковых, первая книжка «Дом в Черёмушках» в 1954-м, а потом — целая библиотека для подрастающего поколения, начиная с малявок «младшего школьного возраста» и кончая юношами.
Все эти книги очень поучительны. Один литературный критик написал о Коршунове: «по мере развития повести, автор художественно доказывает…». Критик прав. Проза Михаила Коршунова всегда имеет внятную цель, к которой автор ведёт своего читателя. Если дядя с племянником попадают, как робинзоны, в незнакомую деревенскую среду, значит к концу повести они научатся любить деревню («Дом в Черёмушках»)… Если молодому инженеру после катастрофы остаётся жить считанные дни, он всё-таки успевает завершить важную работу («Несчастье»)… Если дедушка, бывший лётчик, каждый день возит внучку на аэродром, потому что скучает без самолётов, значит однажды самолёт «просто так» отвезёт их к морю («Когда замёрзли дожди»)…
Очень многие считают, что в детской литературе так и должно быть.

См. также: Произведения М.Коршунова

20 ноября — Всемирный день ребёнка.

Можно праздновать юбилей этого праздника: соответствующие рекомендации по его проведению Генеральная Ассамблея ООН приняла 55 лет тому назад, в 1954 году. Правда, на территории нашей страны больше укоренился аналогичный по содержанию Международный день защиты детей, который отмечается 1 июня.


20 ноября — 85 лет со дня рождения Юрия Владимировича ДАВЫДОВА (1924-2002), русского писателя.

Юрий Давыдов. Фотография 1990-х гг.Романы и повести этого писателя издавались иногда в детских издательствах, но читать их смогут только самые серьёзные и взрослые дети. Было бы очень хорошо, было бы очень полезно, чтобы такая встреча состоялась, потому что книги Юрия Давыдова обладают достоинствами, которые встретишь нечасто. Обращаясь к истории своей страны, писатель Давыдов находит такие детали, которые придают образу прошлого объём и достоверность. Обращаясь к людям, двигавшим историю, писатель Давыдов выводит на авансцену фигуры малоизвестные, совсем неизвестные, но характерные и значительные. Наконец, писатель Давыдов рассказывает историю своей России спокойным и уверенным голосом человека много знающего, способного не только глубоко переживать эмоции, но и сдерживать их.
Если бы можно было собрать за одним круглым столом всех тех, кому посвятил свои книги Юрий Владимирович Давыдов, общество получилось бы разноголосое, но чрезвычайно интересное: независимо от времени реальной жизни прототипов, независимо от рода их деятельности, писателя всегда интересовали только люди глубокие и честные: путешественники, военные, мореплаватели, учёные, русские революционеры… За этой беседой о судьбе человека в истории встретились бы адмиралы Д.Н.Сенявин, В.М.Головин и П.С.Нахимов, лицейский однокашник Пушкина Фёдор Матюшкин, писатель и кумир своих молодых современников Глеб Успенский, первый русский переводчик произведений Карла Маркса народоволец Герман Лопатин… И ещё обязательно герой Бородинского сражения Авраамий Норов, который, несмотря на тяжёлое ранение, презирая деревянный протез и палку инвалида, отправился в путешествие вверх по Нилу и написал одну из первых русских книг о Египте.
Мир Юрия Давыдова полон достойных людей. Это укрепляет надежду.

См. также: Подробнее о Ю.Давыдове
Ещё о Ю.Давыдове

21 ноября — 315 лет со дня рождения ВОЛЬТЕРА (наст. имя и фамилия — Мари Франсуа А р у э; 1694-1778), французского писателя, философа.

Вольтер. ПортретВ наши скромные намерения не входит анализ философских достижений эпохи Просвещения. Вольтер — как всегда! — очень современен, но для того, чтобы убедиться в этом, надо его прочитать. Хотя бы «Кандида…». Это, пожалуй, самая знаменитая философская повесть Вольтера, он написал её в 65 лет, и называется она на самом деле «Кандид, или Оптимизм». Люди, знающие французский язык, сразу понимают, что имя Кандид происходит от французского «candide», что означает «наивный». А вот как найти в реальном мире источник оптимизма…
Эта «безделка», как называл Вольтер все свои философские повести, была написана по поводу вполне конкретному: автор полемизировал с Готфридом Вильгельмом Лейбницем, провозгласившим, что наш «мир является наисовершеннейшим из возможных миров». Полемизировать просто так Вольтер не умел (посмотрите на выражение его лица!), поэтому «Кандид» получился ироническим, сатирическим, фантастическим, и — только не бросайте в нас, пожалуйста, самые большие камни! — если бы какой-нибудь смельчак решился, короткие остросюжетные главы этой философской повести с её условными «типажными» персонажами можно было бы одним движением руки превратить в комикс («Кандид и армия», «Кандид и землетрясение», «Кандид в Эльдорадо» и т.д.).
Однако именно в этом сочинении, в самом его конце, прозвучали слова, оставшиеся в веках.
«Надо возделывать свой сад», — говорит Кандид, набегавшись по жизни.
«Надо возделывать свой сад», — говорит Вольтер, проживший последние двадцать лет в тихом поместье Ферне и создавший вокруг него маленький островок благополучия для местных крестьян.
«Надо возделывать свой сад…» Поиграв разнообразными теориями и гипотезами, человечество неизменно возвращается к этой простой мысли в поисках оптимизма.

P.S. Читать «Кандида» и вообще Вольтера должны уже вполне повзрослевшие и поумневшие подростки. Всё, что автор считает нужным, он говорит прямо и без купюр.

См. также: Произведения Вольтера
Ещё о Вольтере

21 ноября — 75 лет со дня рождения Бориса Аркадьевича ДИОДОРОВА (р. 1934), русского художника, иллюстратора детских книг.

Первый громкий успех иллюстраций Бориса Диодорова случился тогда, когда художник взялся за книгу, которую в детстве очень любил и жалел. Жалел, потому что она была без картинок. Обложка потрёпанная, а внутри, кроме слов, только фотографии разных пейзажей и птиц. Это было дореволюционное издание знаменитой сказки Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями».
Справедливость восторжествовала в 1980 году. Офорты Диодорова, сделанные в особой, очень сложной технике, буквально изумили читающую общественность. Критики не могут успокоиться до сих пор, восхищаясь особым «северным» колоритом, изысканными оттенками и тихим сиянием, которое излучают «картинки».

Ил. Б.Диодорова к сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» Ил. Б.Диодорова к сказочной повести С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Ил. Б.Диодорова к сказке С.Вангели «Чубо из села Туртурика»
С тех пор талант Диодорова — детского иллюстратора как будто вырвался на свободу. Художник оформил более трёхсот книг, его персональные выставки прошли не только у нас в стране, но и в Праге, Братиславе, Стокгольме, Афинах, Вене, Хельсинки, Нью-Йорке, Вашингтоне, Копенгагене, Варшаве и маленьком датском городе Оденсе, на родине Андерсена, чьи сказки художник Диодоров тоже украсил своими работами. Многочисленные зарубежные издательства сотрудничают с Борисом Аркадьевичем, считая, что он прекрасно передаёт дух русской классики. Перечень почётных званий и наград займёт ещё полстраницы…
Может быть, секрет прост? «Я для себя понял, — пишет художник, — что детская книга — тот же спектакль».

См. также: Б.Диодоров: Детство — это не возраст, а состояние души
Интервью с Б.Диодоровым
Интервью с Б.Диодоровым

24 ноября — 160 лет со дня рождения Фрэнсис (Элизы) Ходжсон БЁРНЕТТ (1849-1924), американской писательницы.

«…Вдруг его маленькое любящее сердечко подсказало ему, что лучше обнять ручонками мамину шею и целовать её, крепко прижавшись своими нежными щёчками к её щеке; он так и сделал». Если после этой цитаты, почерпнутой на первой странице самого знаменитого сочинения Фрэнсис Элизы Бёрнетт, вам всё равно захочется продолжить знакомство, мы, разумеется, по долгу службы, сообщим необходимые данные.
Ил. В.Роковского к повести Ф.Э.Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой» (М.: Изд. И.Кнебель, 1918)Начала писать в 16 лет. Первая книга, ставшая популярной, — «Свет во тьме» — никакого отношения к детской литературе не имела. В 1876 году у миссис Бёрнетт родился сын по имени Вивиан, златокудрое прелестное дитя, которое и стало прототипом будущего литературного персонажа. Через десять лет на свет появился «Маленький лорд Фаунтлерой», который очаровал не только своего сурового дедушку (по сюжету), но и доверчивых читателей по обе стороны океана (в России он был переведён в 1889 году). С тех пор Бёрнетт — знаменитая детская писательница. После вполне объяснимого «советского» перерыва её книги у нас опять активно издаются. К примеру, издательство «Эксмо» два года подряд (в 2001-м и 2002-м) настойчиво выпускало сборник толщиной в пятьсот страниц, объединивший «Маленькую принцессу» (ещё один бестселлер Ф.Э.Бёрнетт) и две «воскресшие» повести Лидии Чарской. Потом в 2004-м, 2005-м, 2006-м и 2007-м годах розовая полка сентиментальных радостей пополнилась ещё чуть ли не десятью томами от разных издательств.
Многие читатели очень рады.

См. также: Подробнее о Ф.Э.Бёрнетт

27 ноября — 110 лет со дня рождения Эммы Иосифовны ВЫГОДСКОЙ (1899-1949), русской писательницы.

Ил. В.Власова и Т.Шишмарёвой к книге Э.Выгодской «Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора “Дон-Кихота”»Бывают удивительные люди, которые умеют оживлять факты. Почерпнув из тысячи книг тысячу килограммов документальной информации, они превращают эту гору сведений о событиях в интересное повествование, полное жизни.
Эмма Выгодская сначала переводила книги, потому что свободно владела английским, французским и немецким языками. Потом она стала одни книжки читать, а другие — писать. То есть изучала определённую тему и создавала на основе изученных материалов художественный текст. Ил. В.Власова и Т.Шишмарёвой к книге Э.Выгодской «Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора “Дон-Кихота”»Так появились книги о писателях: «Приключения Марка Твена», «Алжирский пленник» (о Сервантесе), «История Эдварда Деккера» (о голландском писателе с удивительной «приключенческой» судьбой).
Самые известные повести Э.Выгодской — «Опасный беглец» и «Пламя гнева» — дети своего времени. Дочь индийского повстанца, борца с английскими колонизаторами, смело продолжает дело отца. Следует признать, что откровенно политический мотив не лишает повествование объективных достоинств: достоверности бытовых деталей, безусловной интеллигентности и занимательности авторского письма.
А к чему на самом деле привело дурное поведение колонизаторов, видно из двадцать первого века ещё лучше, чем из века двадцатого.

См. также: Э.Выгодская. «Опасный беглец»

28 ноября — День матери.

Ил. Е.Васнецовой к сборнику «Баю-баюшки-баю» (Л.: Дет. лит., 1990)Попробуем воздержаться от дежурных слов и просто поговорим о книжках, которые могут пригодиться. Если вы стали мамой недавно и вам хватает сил не просто положить малыша в кроватку, но пошептать над ним, пока он засыпает, попробуйте (для себя и для него) найти что-нибудь простое и милое среди старых и новых колыбельных, собранных специально для такого случая. Подобных сборников много, и не только традиционных, фольклорных. Может быть, вам пригодится небольшая, но достаточно разнообразная книжка «Колыбельные: Стихи и песенки для малышей», которую в 2008 году выпустило издательство «Оникс». Или понравится сборник издательства «Самокат» (2006 года), который тоже называется «Колыбельные» и составлен так бережно, будто издатели старались ради своих собственных детей. Ну, или в крайнем случае, если книжки под рукой нет, можно найти целую цепочку тихих вечерних стихов прямо на нашем сайте. Несколько движений «мышкой» — «Малышам»«Тихий час»«Колыбельные» — и вот уже Ирина Токмакова начинает с улыбкой:

    Ночью темень. Ночью тишь.
    Рыбка, рыбка, где ты спишь?..


30 ноября — 75 лет со дня рождения Вячеслава Михайловича НЕВИННОГО (1934-2009), русского актёра.

Кадр из мультипликационного фильма «Ёжик в тумане». Реж. Ю.Норштейн. СССР, 1975. Роль Медвежонка озвучивает В.Невинный

Он был Медвежонком, который преданно ждал Ёжика, заблудившегося в тумане. Он был Белым Кроликом, заманившим Алису в Страну чудес. А когда маленький Котёнок с улицы Лизюкова превратился на минуточку в огромного Бегемота, это тоже был на самом деле (там, за кадром) большой и добрый Вячеслав Михайлович Невинный, который озвучил для детей почти три десятка мультфильмов.
На экране детского кино Вячеслав Михайлович появлялся нечасто. Вместе со своим сыном, Невинным-младшим, сыграл в Вячеслав Невинный (в центре) с Наташей Гусевой (справа) и Марьяной Ионесян (слева). Фотографиякартине 1994 года «Волшебник Изумрудного города». Папа был Страшилой, сын — Трусливым Львом. Но самой большой «детской» удачей стал, конечно, Весельчак У, который свирепо гонялся за нашей любимой «гостьей из будущего». Даже в этой, казалось бы, совершенно «игрушечной» роли серьёзный мхатовский актёр, любимец взрослого кино, не просто притворялся, но реально превращался в иное существо, противоположное его собственной природе.
А чему удивляться? Настоящие артисты среди обычных людей — всегда инопланетяне.

См. также: Ещё о В.Невинном
Фильмография В.Невинного

Над календарем работали —



© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru