«ФИГУРОК МНОЖЕСТВО И СТРАШНЫХ И СМЕШНЫХ»

31 декабря 2007

Обложка книги «Ёлочные украшения»Ёлочные украшения: Русские, советские, немецкие: 1900-1970: Гид для коллекционера / [Сост. С.Н.Белоглазов]. — [На рус. и англ. яз.]. — СПб.: Арт-СПб, 2004. — 240 с.: фотогр.


    Там шарик засверкал, тут запестрели флаги,
    Колышутся венки из золотой бумаги!
    Зелёные шнуры протянуты — на них
    Фигурок множество и страшных и смешных:
    То парня на коньках увидишь, то китайца,
    То птичье гнёздышко, то с барабаном зайца…

Эти стишки можно было прочесть в «Ниве» в конце 1908 года. Найти их в альбоме «Ёлочные украшения» нельзя. Мы взяли их из другой книги:


Обложка книги Е.Душечкиной «Русская ёлка»Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. — СПб.: Норинт, 2002. — 416 с.: ил.

Так что, в сущности, наш «портрет книги» — двойной портрет. Вторая книга нужна, чтобы узнать некоторые подробности из истории новогодней ёлки. Потому что роскошный фотоальбом, представляющий полторы тысячи коллекционных игрушек, имеет эмоциональное, но короткое предисловие.
Итак, недаром в русском новогоднем обиходе было столько немецких ёлочных украшений. Сама ёлка пришла к нам из Германии. И это хорошо чувствовалось ещё сто лет назад. Водя хороводы вокруг наряженного деревца, дети из образованных семейств пели «O Tannenbaum, o Tannenbaum!» чаще, чем новенькую по тем временам «В лесу родилась ёлочка…». В середине XIX века украшение ёлки в Сочельник и детский праздник с подарками на Рождество воспринимался у нас как новомодный «немецкий обычай». Несколько удивительно думать, что этот всеми любимый обычай вообще не так уж стар (известный указ Петра I о праздновании Нового года и «некоторых украшениях от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых» после смерти царя-реформатора был скоро забыт). Рождественский же праздник по немецкому образцу вошёл в российский быт в 40-е годы XIX века из домов петербургских немцев и быстро распространился на салоны столичной знати и затем — на квартиры чиновников, провинциальные усадьбы, учебные и воспитательные заведения. Появились ёлочные базары, рождественские номера журналов, рождественские книги (см.: Тема: Рождественские книги), сценарии детских праздников. Ёлки в дворянских, купеческих, офицерских собраниях, ёлки у градоначальников, ёлки для прислуги с семьями, ёлки в приютах, ёлки для крестьянских детей и для детей рабочих окраин — уже ближе к ХХ веку. Надо отметить, во Франции, Англии и Америке немецкий обычай устанавливать в доме рождественское дерево начал усваиваться, как и у нас, только в середине XIX века. Немного раньше он получил признание в Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии.
В Германии же ещё во времена язычества ель заслужила особое почтение. Свидетельства о христианской традиции устанавливать в доме деревце, украшенное свечами, бумажными розами, золотой фольгой и сладостями, относятся к концу XVI — началу XVII вв. Легенды связывают эту традицию с именем Мартина Лютера. Будто бы однажды в Сочельник, идя через лес, он видел звёзды, сверкающие сквозь ветви величественных елей. Зрелище взволновало его. Он принёс домочадцам маленькую ёлочку, прикрепил к её веткам свечи и зажёг их как символ Небесной милости. Спустя два столетия в каждом немецком доме в урочный час приготовлялась большая или маленькая ель, украшенная и освещённая, с Вифлеемской звездой или ангелом на верхушке.

Дед Мороз (папье-маше). Фотография из книги «Ёлочные украшения» Игрушка «сова». Фотография из книги «Ёлочные украшения» «Алёнушка». Фотография из книги «Ёлочные украшения»
В книге доктора филологических наук Е.В.Душечкиной не всегда столь идиллическая история ёлки излагается на сотнях страниц, с тщательно подобранными цитатами из художественной литературы, мемуаров, старых газет и журналов. Вот содержание «Русской ёлки»:
Образ дерева в мировой мифологии;
Культ деревьев на Руси;
Ель в мировой мифологии;
Ёлка в русской народной традиции;
Петровский указ 1699 года и его последствия;
Рождественское дерево в России в первой половине XIX века;
Русская ёлка во второй половине XIX века (Освоение ёлки; Праздник рождественской ёлки; Мифология русской ёлки; Украшение ёлки. Ёлочные игрушки; Ёлочные подарки и их дарители; Пособия для проведения праздника ёлки; Литература о ёлке);
Ёлка в русской жизни на рубеже XIX-XX веков;
История ёлки после октября 1917 года (Ёлка в годы Гражданской войны и послевоенной разрухи; Рождественская ёлка русских эмигрантов; Антирождественская кампания и борьба с ёлкой; Ёлка в «подполье»; «Реабилитация» ёлки);
Советская ёлка во второй половине ХХ века;
Мифологические персонажи праздника ёлки (Дед Мороз; Снегурочка).
Тираж книги 6000 экземпляров, и стоит поискать её ради такого занимательного чтения.
Тираж альбома «Ёлочные украшения» ровно в два раза меньше. Однако этот «гид для коллекционера» интересен каждому человеку, чувствительному к приметам времени. А настоящему коллекционеру альбом может показаться недостаточно информативным: игрушки датированы приблизительно; какой артелью или фабрикой они выпущены, неизвестно. Добывать сведения этого рода чересчур сложно, но коллекционеры — люди дотошные.
Впрочем, всякий взрослый, даже не склонный к сентиментальности, разглядывая фотографии хрупких ёлочных мелочей, через пару минут начинает бормотать: «Вот такая избушка (шишка, звёздочка) у нас дома была, но куда-то делась (или есть, но другого цвета)». Листая большие пёстрые страницы, и ребёнку теперь можно показать всё это легко исчезающее богатство.
Покупатель выбирает хлопушки. 1944 г. Фотография из книги «Ёлочные украшения»Большинство игрушек коллекции С.Н.Белоглазова, естественно, относится к советской эпохе. А судьба ёлки, как её описывает Е.В.Душечкина, в начальные годы советской власти была весьма драматичной. В середине 20-х годов старорежимный обычай был предан большевистской анафеме под лозунгом: «Долой ёлку и связанный с нею хлам!». В первую очередь следовало отучить от ёлки детишек, так как именно с неё, думали новые педагоги, начинается религиозность. И всё же полное отрицание праздника продолжалось недолго. На исходе 1935 года началась новая кампания — по «устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической Родины». Пошла бойкая торговля самими ёлками, расширился ассортимент ёлочных украшений. Вместо «старых и чуждых образов» предлагалось повесить на ёлку игрушки «классовыдержанной тематики», а именно: «стратостат, парашют, дирижабль, фабрику, Днепрогэс, военное судно, метро и т.д.». Трудно вообразить, как можно украсить ёлочку изображением метро, хотя и картонным, а дирижабли, парашюты, паровозы и аэропланы, причём не только советские, но и «буржуинские», во множестве рассредоточены по страницам альбома. Ватные и стеклянные овощи и фрукты, фигурки человечков и зверюшек украшали ёлку вне классовых соображений, пока не вышли из моды и не сменились разнообразными разноцветными шарами. Составитель альбома особенно об этом сокрушается. Однако в самые последние годы мы уже наблюдаем возвращение ангелочков и сердечек, птичек, рукавичек и башмачков в ёлочное убранство. Альбом как раз явился на волне интереса ко всем этим приятным вещичкам.
Вся коллекция здесь подразделяется следующим образом:
Немецкие ёлочные украшения;
Игрушки из папье-маше;
Картонные украшения;
Большие стеклянные украшения;
Животный мир (животные и рыбы, птицы);
Растительный мир (ягоды и фрукты, овощи, шишки);
Фигурки и сказочные персонажи;
Разные украшения (предметы, шарики, конструкции, льдинки, абстрактные фигуры).
Рассмотрев внимательно, можно и так распределить это блестящее собрание:
Милые игрушки. Например: часы, на которых без пяти двенадцать; малыш на качелях; малыш на санках; попугай в кольце; заяц с морковкой; заяц с барабаном; мишка с гармонью; божья коровка; серый ёжик; гриб со стариковской физиономией; скворечник; цапля в шляпе; снеговик с метлой…
Причудливые игрушки: стеклянные птицы с мягкими хвостами-метёлками, много разных рыб; лиса-парашютист; снежинка с детским лицом; избушка на курьих ножках с бабой-ягой внутри; целый городок в одной игрушке на прищепке; улыбающийся шар; шар с изображением ящерицы (или дракона?); паук в паутине; паук в янтаре; пчела на сотах…
Игрушки с советской символикой: картонные пятиконечные звёзды; дирижабль с надписью «СССР» и паровоз со звездой; солдатики в будёновках; пограничник в тулупе; дети с красными флажками; шарики с серпами и молотами…
Игрушки, пожалуй, нелепые: зелёные лягушки, стеклянные и ватные (среди них есть лягушонок, влезающий на лесенку!); картонные крокодилы; слоны, кабаны и коровы; бегемот, курительная трубка, топор; огурцы, помидоры, баклажаны, початки кукурузы; поросёнок-младенец в одеяльце; поросёнок в матросском костюмчике… Вполне натуралистичная кура-гриль!!!
Игрушки изящные: волшебник в синей остроконечной шапке; грустный месяц и весёлый месяц; заснеженные шишки, фонарики и избушки; керосиновая лампа; самовар с чайником, кофейник (тоненькие носик и ручки); звенящие колокольчики; прозрачные льдинки; из стеклянных трубочек и бусинок — мельница, спутник, аэроплан и стрекоза…
Шар с зайчиком. Фотография из книги «Ёлочные украшения» Игрушка «спутник». Фотография из книги «Ёлочные украшения» Игрушка «месяц». Фотография из книги «Ёлочные украшения»
Возможно, вам и не захочется нагружать всем этим свою домашнюю ёлку. Однако как трогательно и даже поучительно знать, что всё это в своё время существовало.


Приложение
«Смотрите, люди!»: Первая советская ёлка (из романа Ю.Коринца «Привет от Вернера»)
Золочёный орех: из книги В.П.Катаева «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»


© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru