27 августа 2009

Левкиевская Е.Е. В краю домовых и леших: Персонажи русских мифов. — М.: ОГИ, 2009. — 261 с.: ил.

«BiblioГид» уже рассказывал о составленной Е.С.Рачинской и изданной в 2008 году тем же ОГИ книге «В стране троллей: Кто есть кто в норвежском фольклоре». И содержание, и оформление новой книги указывают на то, что по сути дела это серия (пока не озаглавленная). Жаль, если за двумя изданиями других подобных не последует, но и так получилось отлично и со значением — ведь русско-норвежские исторические связи происходят из глубокой древности.
Обе книги написаны филологами для школьников в духе занимательной науки. Обе продуманно иллюстрированы; первая — рисунками Т.Киттельсена, вторая — рисунками И.Я.Билибина и В.М.Васнецова, лубочными картинками, старинными книжными миниатюрами, фотографиями начала ХХ века. И как творчество Теодора Киттельсена, наверное, стало открытием для многих наших читателей, так и теперь они могут открыть для себя художественные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского — цветные снимки дореволюционного крестьянского быта.
Правда, в книге Левкиевской хорошо было бы сделать пояснения к иллюстрациям, во всяком случае — сказать несколько слов если не о Билибине, то о Прокудине-Горском; вряд ли он так широко известен публике. И точно не следовало допускать грубой ошибки в подписи к иллюстрации на странице 146: «Эскиз занавеса к опере И.Ф.Стравинского “Петрушка”», — но, видно, бес попутал.
Наконец о домовых и леших. Этим сверхъестественным существам посвящены отдельные главы, в которых обстоятельно рассказано, где домовые и лешие обитают, каков их внешний вид и привычки, когда их можно встретить и как тогда себя вести. Такие сведения даются и о кикиморах, банниках и обдерихах, овинниках, рижниках, гуменниках, водяных, болотниках, полевых, полудницах, русалках, шуликунах, оборотнях, проклёнышах и обменышах. Есть главы о людях, посетивших «тот свет», а также о ходячих покойниках, о колдунах, ведьмах и знахарях. Нежных или строгих читателей, возможно, шокирует рассказ вроде: «…Тот, кто осмелится подойти к дверям бани в полночь, услышит чьи-то голоса, стук шаек, плеск воды, шелест веников. Люди в это время в баню не ходят. Кто же там хлещет вениками, поддает парку на каменку, плещет водой? Не дай бог любопытному сунуть в баню свой нос в этот час! Живым он оттуда уже не выйдет».
Истории о «крае непуганых леших» выдержаны в уже традиционной манере — как будто здесь говорится о всамделишных событиях. И по этой сложившейся традиции, истории о страшном обязательно сдабриваются толикой юмора. Но всё-таки особый интерес книге придают записи бесед из фольклорных экспедиций. Мы почти слышим живую речь предков, да и суеверных современников. На последних страницах этнофилолог Елена Евгеньевна Левкиевская пишет, что провела своих читателей по заповедному краю русских мифов лишь «туристическим, экскурсионным маршрутом». Экскурсовод она знающий и умелый, с таким и «проторенные тропы» не одним новичкам будут в диковинку.



© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru