ГРУСТНЫМИ ГЛАЗАМИ, или ФАКТ СНАРУЖИ И ВНУТРИ

22 января 2006

Крюкова Т.Ш. Обещание / Худож. Д.Крюков. — М.: Родник-Московия, 2005. — 24 с.: ил. — (Душеполезное чтение для детей).

Оказавшись перед фактом,
ребята залезли внутрь.

Т.Крюкова. Обещание

Обложка книги Т.Крюковой «Обещание»В последние годы в нашей стране формируется определённая потребность в религиозной, по преимуществу православной литературе для детей. Ассортимент больших книжных магазинов обязательно включает подобного рода книги. В церковных книжных лавках есть «детские» отделы, где представлены как переиздания (иногда даже репринтные), так и современные издания. К сожалению, хорошие писатели (как, например, И.С.Шмелёв) переиздаются реже, чем авторы второго-третьего ряда, наподобие Клавдии Лукашевич; а уж современные опусы в большинстве случаев читать просто тоскливо.
На «духовно-православные» темы вообще трудно писать, особенно для детей. Даже и глубоко верующие профессиональные писатели не всегда берут на себя смелость работать в этом направлении. Тем больше простора графоманам, которые сочиняют безграмотные и бестолковые во всех отношениях тексты, чем дискредитируют идеи духовного образования и религиозно-нравственного воспитания.
Случается и так, что православный издатель, обольщённый наличием в рукописи «православных» мотивов, возможно, не удосуживается внимательно прочитать предназначенный для печати текст. Потому-то и выходят у нас книги, подобные той, о которой здесь пойдёт речь.
Тамара Крюкова уже не первый год сеет разумное, доброе, вечное. Однако до последнего времени публикацией крюковских изделий занималась по преимуществу «Аквилегия-М» и другие сугубо светские издательства. Однако нет предела совершенству, в том числе и нравственному; писательница ощутила потребность в духовном развитии (окружающих) и решила, что необходимо расширить сферу влияния. В результате православный издательский дом «Родник-Московия» в 2003 году выпустил отдельной брошюрой рассказ «Обещание» — как принято говорить, «на темы нравственные».
Перед этим зарядом нравственности и перед образом страдающего Христа меркнут красавицы и гномы, зверушки и букашки, дети и калоши Тамары Крюковой.
Разумеется, в этом рассказе читателя ждут традиционные особенности творческого метода писательницы: схематизм и банальность сюжета, отсутствие убедительных мотивировок, пренебрежение логикой, невнимание к значимым деталям, приблизительность выражений и уморительные конструкции наподобие той, что вынесена в эпиграф.
Но есть в «Обещании» и нечто непривычное, а именно — весьма сомнительное осмысление образа Христа и устойчивое непонимание основ христианского вероучения.
Рассмотрим один эпизод рассказа.
Мальчик Дениска украл из бабушкиного кошелька сто рублей, чтобы отдать долг «друзьям», которые обманом втянули его в игру на деньги.
Ещё не зная о пропаже денег, бабушка берёт свой кошелёк и уходит в магазин.
Дениска понимает, что сейчас его преступление раскроется, и… бросается на колени перед иконой со словами: «Господи, Боженька, прошу тебя, пусть всё уладится. Честное слово, я больше не стану врать и не возьму ничего чужого. Я никогда не буду огорчать родителей. Пожалуйста, Господи, Боженька!»
И вот бабушка возвращается расстроенная и без покупок: оказывается, возле магазина у неё стащили кошелёк!
Дениска мысленно ликует: бабушка не успела узнать о пропаже ста рублей, «всё уладилось», Господь сделал чудо!
Если верить Тамаре Крюковой, то чудо, совершённое Господом, заключается в том, что преступление мальчика покрывается ещё одним, чужим преступлением! Вместо того чтобы внушить воришке раскаяние и стыд, Иисус становится его соучастником — скрывает грех и «всё улаживает»! Дивны дела твои, господи!
Стоит ли напоминать о том, что «молитва» Дениски — не почитание образа Христа, а банальное попрошайничество, и «чудо», так опрометчиво дарованное мальчику волей писательницы, не возвышает, а унижает Господа? Следует ли уточнять, что обращение мальчика к иконе вызвано не раскаянием, а страхом? Надо ли говорить, что по свершении «чуда» мальчик так и не признаётся бабушке в краже, до тех пор, пока новые, более страшные обстоятельства не вынуждают его к произнесению покаянных речей?
А Крюкова ещё и норовит подвести читателя к «мудрой» мысли: совесть в Дениске пробуждается исключительно потому, что мальчик постоянно вспоминает «грустный взгляд Христа с иконки», «грустные глаза Христа»
Именно так: «Дениска вспомнил грустные глаза Христа и понял, что он должен быть честным до конца».
Во-первых, православный человек должен знать, что икона — это не «портрет Иисуса», а зримый образ духовной сущности, поэтому размышления о «грустных глазах» Христа не делают чести ни мальчику-персонажу, ни писательнице, а читателя вводят если не в искушение, то в заблуждение.
Во-вторых, раскаяние ребёнка в этом эпизоде выглядит неискренним, механическим: увидел грустные глаза — «всё понял», а не увидел бы — так бы и остался маленьким врунишкой?
И вообще, послушать кое-кого, так и выйдет, что совесть может проснуться лишь в том, кто обращается к Иисусу (с грустными глазами). А в мусульманине совесть не говорит никогда? А в атеисте?
В общем, «факт снаружи» выглядит так: писательница создала рассказ на актуальную нравственную тему. А «факт внутри» — по-другому: писательница грубо спекулирует на актуальности этой темы.
Напоминаю, что рассказ «Обещание» не только издан, но и в 2005 году переиздан православным издательством и продаётся в церковных книжных лавках. О чём это говорит? Либо о том, что православный издатель не удосужился перечитать и осмыслить предложенный для публикации текст; либо о том, что собственная христианская просвещённость издателя оставляет желать лучшего.
К сожалению, среди православных деятелей, даже ответственных за книгоиздание, не так уж много литературоведов, а специалистов по детской литературе, боюсь, вовсе нет. Церковные «заказчики», формирующие спрос на «духовную» литературу, предпочитают, чтобы христианская идея в книге выражалась открытым текстом — чем проще, тем лучше. Главным достоинством детской книги они считают наличие «нравственного заряда», а вот о художественности, как правило, забывают или не принимают её в расчёт.



© Идея и содержание: РГДБ
Разработка: brainhouse.ru
Победитель конкурса Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru